Знай свое дело

Жд накладная где указан номер накладной. Железнодорожная накладная обратная сторона

1.1. Настоящие правила регулируют на основании статьи 25 Федерального закона от 10 января 2003 года № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 2, ст. 170) (далее - Устав) порядок заполнения перевозочных документов на перевозку железнодорожным транспортом грузов.
Действие настоящих Правил распространяется также на перевозку порожних вагонов, принадлежащих и не принадлежащих перевозчику.

1.2. Формы перевозочных документов, приведённые в приложении № 1 к настоящим Правилам, являются едиными для всех участников перевозочного процесса на железнодорожном транспорте.
Особенности заполнения перевозочных документов на перевозку железнодорожным транспортом воинских грузов устанавливается Уставом воинских железнодорожных перевозок и другим нормативными правовыми актами.

1.3. Перевозочный документ - транспортная железнодорожная накладная - состоит из четырёх листов:
лист 1 - оригинал железнодорожной накладной (выдаётся перевозчиком грузополучателю);
лист 2 - дорожная ведомость (составляется в необходимом количестве экземпляров, предусмотренных Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом,- для перевозчика и участников перевозочного процесса, в том числе не менее двух дополнительных экземпляров для каждой участвующей в перевозке грузов инфраструктуры: один экземпляр - для входной железнодорожной станции (далее - станция), находящейся в данной инфраструктуре, второй - для выходной станции из инфраструктуры);
лист 3 - корешок дорожной ведомости (остаётся у перевозчика);
лист 4 - квитанция о приёме груза (остаётся у грузоотправителя).

1.4. Перевозки грузов повагонными, мелкими отправками, а также порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику, оформляются одной из следующих форм:

1.4.1. Лист 1 на бланке формы ГУ-27 ГУ-29у-ВЦ . Лист 1 заполняется грузоотправителем и передаётся перевозчику для дальнейшего заполнения. Листы 2, 3, 4 заполняются перевозчиком компьютерным способом на основании листа 1.

1.4.2. Листы 1, 2, 3, 4 на бланках формы ГУ-29-О . Листы 1, 2, 3, 4 железнодорожной накладной заполняются грузоотправителем и передаются перевозчику для дальнейшего оформления. Форма листов 1,2,3,4 железнодорожной накладной позволяет с помощью копировальной бумаги производить заполнение идентично расположенных граф.

1.4.3. Лист 1 машинопечатной формой ГУ-27у-ВЦ , листы 2,3,4 - машинопечатной формой ГУ-29у-ВЦ . Лист 1 заполняется грузоотправителем компьютерным способом и передаётся перевозчику для дальнейшего оформления, а также для формирования компьютерным способом на его основе листов 2, 3, 4 железнодорожной накладной .

1.5. Формы перевозочных документов и особенности их заполнения при перевозке грузов, а также не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров маршрутными или групповыми отправками приведены в Правилах перевозок грузов железнодорожным транспортом группами вагонов по одной железнодорожной накладной , утверждённых в установленном порядке.

1.6. Формы перевозочных документов и особенности их заполнения при перевозке грузов в контейнерах, а также не принадлежащих перевозчику порожних контейнеров приведены в Правилах перевозок грузов железнодорожным транспортом в универсальных контейнерах и Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом в специализированных контейнерах, разработанных в установленном порядке.

1.7. Формы перевозочных документов и порядок их оформления при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении осуществляются в соответствии с Правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении, разработанных в установленном порядке.

1.8. Лист 1 железнодорожной накладной на бланке формы ГУ-27 и листы 1, 2, 3, 4 железнодорожной накладной на бланках формы ГУ-29-О изготавливается типографским или компьютерным способом и печатаются шрифтом чёрного цвета на бумаге формата А4.
Лист 1 железнодорожной накладной формы ГУ-27у-ВЦ и листы 2, 3, 4 железнодорожной накладной формы ГУ-29у-ВЦ изготавливаются компьютерным способом и печатаются шрифтом чёрного цвета на бумаге формата А4 или рулонной.

1.9. Листы 1, 2, 3, 4 железнодорожной накладной заполняются машинописным, в том числе компьютерным, способом. отдельные сведения могут указываться в виде штемпелей.

1.10. Графы обведённые рамками в листах железнодорожной накладной на бланках, заполняются перевозчиком.

1.11. Подчистки и помарки в перевозочных документах не допускаются. При необходимости изменения сведений, внесённых грузоотправителем в перевозочный документ, грузоотправитель заполняет новый бланк документа. Внесённые в перевозочный документ перевозчиком изменения и дополнения сведений заверяются подписью и строчным штемпелем этого перевозчика.

1.12. Порядок обеспечения перевозчиком грузоотправителя бланками перевозочных документов определяется соглашением сторон.

1.13. Оформление перевозочных документов в электронном виде - электронная транспортная железнодорожная накладная - производится:
грузоотправителем и перевозчиком при наличии договора об электронном обмене данными или обмене электронными документами между грузоотправителями и перевозчиком;
перевозчиком при перевозке груза в сопровождении электронной железнодорожной накладной ;
грузополучателем и перевозчиком при наличии договора об электронном обмене документами между грузополучателем и перевозчиком.

1.14. При перевозке грузов, оформленных перевозочными документами в бумажном виде, оригинал железнодорожной накладной вместе с дорожной ведомостью следует с грузами до станции назначения. Оригинал железнодорожной накладной выдаётся грузополучателю под роспись в дорожной ведомости. Квитанция о приёме груза выдаётся грузоотправителю под роспись в соответствующей графе корешка дорожной ведомости. При наличии договора об электронном обмене документами между перевозчиком и грузоотправителем грузоотправителю выдаётся электронная квитанция о приёме груза, подписанная электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП) перевозчика. Подтверждением получения грузоотправителем от перевозчика электронной квитанции о приёме груза является электронный корешок дорожной ведомости, подписанный ЭЦП грузоотправителя. Корешок дорожной ведомости остаётся у перевозчика на станции отправления.

1.15. Перевозка груза по электронной железнодорожной накладной осуществляется в сопровождении электронной железнодорожной накладной без перевозочных документов в бумажном виде. При наличии договора об электронном обмене документами между перевозчиком и грузополучателем перевозчиком на станции назначения выдаётся грузополучателю электронный оригинал железнодорожной накладной , подписанный ЭЦП перевозчика. Подтверждением получения грузополучателем от перевозчика электронного оригинала железнодорожной накладной является электронная дорожная ведомость, подписанная ЭЦП грузополучателя. При отсутствии договора об обмене электронными документами между перевозчиком и грузополучателем перевозчиком на станции назначения выдаётся грузополучателю оригинал железнодорожной накладной по форме ГУ-27у-ВЦ , заверенный в порядке, установленном в пункте 5 настоящих Правил, под роспись в дорожной ведомости формы ГУ-29у-ВЦ .

1.16. Не допускается оформление одной железнодорожной накладной перевозок:
грузов, которые по своим свойствам не допускаются к совместной перевозке в одном вагоне;
грузов, требующих при перевозке соблюдения особых мер предосторожности, с грузами, которые не требуют таких мер;
грузов, требующих соблюдения санитарных, ветеринарных иных особых норм и правил, с грузами, не требующими соблюдения таких норм и правил.
При перевозке скоропортящихся грузов в рефрижераторной секции перевозочные документы заполняются на каждый грузовой вагон.

1.17. Перевозка грузов (за исключением транзитных), следующих через порты Российской Федерации в непрямом международном сообщении, оформляются перевозочными документами, предусмотренными пунктами 1.3-1.6 настоящих Правил.

1.18. Перевозчик по просьбе грузоотправителя может составить за него железнодорожную накладную в соответствии с договором. В этом случае правильность внесённых в железнодорожную накладную сведений удостоверяется подписью грузоотправителя.

1.19. В соответствии со статьёй 27 Устава перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов и других сведений, указанных грузоотправителями в железнодорожных накладных .

1.20. Перевозочные документы наряду с текстовой информацией содержат её кодированную информацию. Места для кодированной информации предусмотрены в соответствующих местах перевозочных документов.
Порядок кодирования содержащейся в перевозочных документах информации устанавливается МПС России.

1.21. Перечень уполномоченных лиц перевозчика, в обязанности которых входит заполнение соответствующих граф железнодорожной накладной на станции отправления, назначения и в пути следования, устанавливается перевозчиком.

На главную

2. Заполнение железнодорожной накладной грузоотправителем

2.1. В графе "Скорость" указывается, какой категорией скорости должна осуществляться перевозка груза (грузовой или большой). Критерии определения категорий скорости перевозок грузов устанавливаются МПС России. В случае, если перевозка груза допускается только большой скоростью, грузоотправитель должен указать именно эту скорость.

2.2. Графа "Род вагона" заполняется в соответствии с графой "Род вагона" заявки на перевозку груза железнодорожным транспортом (далее - заявка), согласованной с перевозчиком.

2.3. Графы "N вагона", "Грузоподъемность вагона", "Количество осей", "Тип/объём цистерны" заполняются на основании данных, нанесённых на вагоне, объём цистерны указывается только для цистерны типа "25".
При перевозках грузов в рефрижераторных секциях в графе "№ вагона" указывается дробью: в числителе - номер рефрижераторной секции, в знаменателе - номер вагона.
При заполнении графы "№ вагона", кроме номера вагона через тире дополнительно указывается цифровой код железнодорожной администрации - собственницы вагона в соответствии с Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС /SMGS ).

2.4. В графе "Индекс негабаритности" - указывается степень негабаритности пятизначным индексом в следующей последовательности: 1-й знак - буква "Н", 2-й знак - степень нижней негабаритности, 3-й знак - степень боковой негабаритности, 4-й знак - степень верхней негабаритности, 5-й знак - вертикальная сверхнегабаритность. При отсутствии негабаритности груза графа "Индекс негабаритности" не заполняется.

2.5. В графе "Перевозчик" - указывается наименование перевозчика и его код согласно Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО).

2.6. В графе "Станция отправления" указывается точное наименование и код станции отправления груза в соответствии с тарифным руководством. Данная графа может быть заполнена перевозчиком проставлением штемпеля этой станции.
При перевозке грузов, находящихся под таможенным контролем, ввозимых через порты Российской Федерации в непрямом международном сообщении назначением на станции Российской Федерации, в графе "Станция отправления" указывается наименование и код припортовой станции. При этом в правом верхнем углу всех листов железнодорожной накладной должна быть сделана отметка "Импорт".
При заполнении электронной железнодорожной накладной наименование и код станции отправления указывается в соответствии с классификатором станций по тарифному руководству для автоматизированной системы управления железнодорожным транспортом.

2.7. В графе "Станция назначения" указывается точное наименование и код станции назначения груза в соответствии с тарифным руководством.
В тех случаях, когда груз следует на станцию назначения для выгрузки на железнодорожные пути необщего пользования, в графе "Станция назначения" под наименованием станции делается отметка "С подачей на подъездной путь" с указанием владельца этого пути.
При перевозке грузов, находящихся под таможенным контролем, отправляемых со станций железных дорог Российской Федерации и ввозимых через порты Российской Федерации и другие пункты перевалки на водный транспорт в непрямом международном сообщении, в графе "Станция назначения" указывается наименование и код припортовой станции. При этом в правом верхнем углу всех листов железнодорожной накладной должна быть сделана отметка "Экспорт".
При заполнении электронной железнодорожной накладной наименование и код станции назначения указывается в соответствии с классификатором станций по тарифному руководству для автоматизированной системы управления железнодорожным транспортом.

2.8. В графе "Грузоотправитель" указывается полное наименование грузоотправителя и его код ОКПО для резидента Российской Федерации, в скобках - четырёхзначный код, присвоенный перевозчиком. Если груз отправляется физическим лицом, указываются фамилия, имя и отчество (полностью) лица, отправляющего груз, код ОКПО не заполняется, в скобках указывается код "1000".

2.9. В графе "Почтовый адрес грузоотправителя" указывается полный почтовый (с индексом) адрес грузоотправителя с названием края, республики, области, района, города, села, улицы, номера дома, номера офиса (или квартиры), номер контактного телефона.

2.10. Графы "Грузополучатель" и "Почтовый адрес получателя" заполняются в порядке, аналогичном предусмотренном в пунктах 2.8 и 2.9 настоящих Правил.
При направлении грузов в порты, в случаях, когда порт не является грузополучателем, грузоотправитель в графе "Грузополучатель" дополнительно в скобках указывает наименование порта.

2.11. При заполнении граф "Грузоотправитель" и "Грузополучатель" указываются наименование только одного юридического или физического лица.

2.12. В графах "Плательщик" - указываются наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество (полностью) физического лица, осуществляющих расчеты за перевозку груза соответственно при отправлении и выдаче, а также код плательщика, присвоенный перевозчиком.

2.13. В графе "Станция передачи" указываются в соответствии с тарифным руководством наименования и коды станций передачи гружёных и порожных вагонов с одной инфраструктуры на другую по пути следования груза. В графе, кроме того, указываются наименование и код станции примыкания строящейся линии к путям общего пользования, а также наименование и код станции перегрузки груза из вагонов одной колеи в вагоны другой колеи при перевозке груза по перевозочным документам, оформленным на весь путь следования.

2.14. В графе "Погрузка в вагон средствами" зачёркивается ненужное. При погрузке груза средствами грузоотправителя зачёркивается "Перевозчика", при погрузке груза средствами перевозчика зачёркивается "Грузоотправителя". В формах электронной железнодорожной накладной заполняется "Перевозчика" или "Грузоотправителя".

2.15. В графе "Количество мест" указывается:
для тарно-штучных грузов - количество мест груза в отправке. При наличии в отправке грузов одного наименования в разных упаковках либо грузов разных наименований количество мест груза указывается отдельно по каждому наименованию груза либо по каждому роду упаковки;
для грузов в транспортных пакетах - дробью: в числителе - количество пакетов, в знаменателе - количество мест в одном пакете;
для грузов, перевозимых насыпью,- слово "Насыпью";
для грузов, перевозимых навалом,- слово "Навалом";
для грузов, перевозимых наливом,- слово "Наливом".

2.16. В графе "Упаковка" указывается:
для упакованного груза - сокращенное наименование упаковки груза, например, "ящ.", "кор.", "боч.", "корз." при упаковке грузов соответственно в ящики, коробки, бочки, корзины;
для неупакованного груза - сокращение "Н/У".

2.17. В графе "Наименование груза" указываются в соответствии с тарифным руководством наименование груза и его код.
При указании в графе разных наименований грузов, относящихся к одной позиции номенклатуры грузов, в качестве кода указывается в соответствии с тарифным руководством код позиции. При указании в графе разных наименований грузов, относящихся к разным позициям номенклатуры грузов, в качестве кода указывается код для сборной отправки в соответствии с тарифным руководством.
При недостатке в железнодорожной накладной места для перечисления всех перевозимых по одной отправке грузов грузоотправитель на бланках (формат бланка должен быть аналогичен формату перевозочного документа) составляет перечень с указанием количества мест, упаковки, наименования и массы всех перевозимых грузов. Перечень составляется в четырёх экземплярах, заверенных печатью, используемой при финансовых операциях, и подписью лица, уполномоченного грузоотправителем. Общее количество мест и масса грузов указывается в соответствующих графах железнодорожной накладной , а в графе "Наименование груза" указывается: "Перечень грузов прилагается" - для грузов разных наименований, относящихся к одной позиции номенклатуры грузов, "Сборная отправка, перечень грузов прилагается" - для грузов разных наименований, относящимся к разным позициям номенклатуры грузов. На всех экземплярах перечня должен быть указан номер отправки и проставлен календарный штемпель перевозчика "Документальное оформление приёма груза к перевозке". Экземпляра перечня прочно прикрепляются к листам железнодорожной накладной . Один экземпляр перечня выдаётся грузоотправителю с квитанцией о приёме груза.
При использовании железнодорожной накладной в электронном виде подписание и заверение перечня осуществляется в порядке, аналогичном установленному для железнодорожной накладной в электронном виде.
При возврате порожнего вагона, приписанного перевозчиком по просьбе грузоотправителя, грузополучателя к определённой станции погрузки, выгрузки груза, в графе "Наименование груза" указывается "Вагон приписан к станции __________. Из-под ___________________ (наименование груза).
При направлении порожних специализированных изотермических вагонов (рефрижераторные вагоны, вагоны-термосы) на промывку и ветеринарно-санитарную обработку по первой категории в графе "Наименование груза указывается "На промывку" или "Ветсанобработку по первой категории".
При направлении специализированных изотермических вагонов (рефрижераторные вагоны, вагоны-термосы) и крытых вагонов на ветеринарно-санитарную обработку по второй и третьей категориям в графе "Наименование груза" указывается "В дезинфекцию" и категория обработки.
Порожние специализированные изотермические вагоны (рефрижераторные вагоны, вагоны-термосы) перевозчика, не требующие промывки, направляются по регулировочному заданию с указанием в графе "Наименование груза" "Порожние, под погрузку".
При предъявлении к перевозке порожнего вагона, не принадлежащего перевозчику или сданного им в аренду, в графе "Наименование груза" указывается "Порожний вагон, не принадлежащий перевозчику. Из-под _______________ (наименование груза). Собственник ________________" или "Порожний вагон, сданный в аренду. Из-под ________________ (наименование груза). Арендатор _________________".
При предъявлении к перевозке приписанного вагона или порожнего вагона, не принадлежащего перевозчику или сданного им в аренду, следующего под погрузку определённого груза. вместо слов "Из-под" проставляются слова "Под погрузку".
При заполнении электронной железнодорожной накладной наименование груза указывается в соответствии с классификатором грузов для автоматизированной системы управления железнодорожным транспортом.
В графе "Наименование груза" под наименованием груза также указываются:
номер аварийной карточки - при перевозке опасных грузов;
количество и высота основных штабелей и количество штабелей, уложенных в верхней суженной части очертания погрузки (в шапке),- при перевозке лесных грузов с использованием верхней суженной части очертания погрузки;
высота погруженного леса, пиломатериалов над уровнем борта полувагона - при перевозке лесных грузов и пиломатериалов;
высота налива, плотность, температура груза - при перевозке грузов, перевозимых наливом, если это предусмотрено Правилами перевозок грузов наливом в вагонах-цистернах и бункерных полувагонах;
фамилия, имя и отчество проводника (проводников), серия, номер паспорта и номер командировочного удостоверения - при перевозке грузов в постоянном сопровождении проводника (проводников) грузоотправителя (грузополучателя) на всём пути следования;
наименование юридического лица, уполномоченного грузоотправителем (грузополучателем) на охрану груза, и номер договора на охрану - при сопровождении груза на всём пути следования сменными проводниками ведомственной охраны, уполномоченными грузоотправителем (грузополучателем) на охрану груза (например, "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта, договор №______________";
номер договора между перевозчиком и грузоотправителем на перевозку грузов на особых условиях - при перевозке грузов на особых условиях, осуществляется в соответствии со статьёй 8 Устава;
"Вагон приписан к станции __________________" - при перевозке груза в вагоне, приписанном по просьбе грузоотправителя, грузополучателя к определённой станции погрузки, выгрузки груза;
"Вагон не принадлежит перевозчику. Собственник __________________________" или "Вагон сдан в аренду. Арендатор _________________________________" - при перевозке груза в вагонах, не принадлежащих перевозчику или сданных им в аренду;
"При перевозке груза в составе поездного формирования, не принадлежащего перевозчику, в графе "Наименование груза" перевозочного документа под наименованием груза указывается: "Вагон, не принадлежащий перевозчику, следует с собственным (арендованным) локомотивом. Собственник вагона ____________________" или "Вагон, сданный в аренду, следует с собственным (арендованным) локомотивом. Арендатор вагона ___________.
При предъявлении к перевозке такого порожнего вагона в графе "Наименование груза" перевозочного документа указывается: "Порожний вагон, не принадлежащий перевозчику, следует с собственным (арендованным) локомотивом. Из-под ____________________ (наименование груза). Собственник вагона ____________________" или: "Порожний вагон, сданный в аренду, следует с собственным (арендованным) локомотивом. Из-под ____________________ (наименование груза). Арендатор вагона ______________________________________________.
При пробеге собственного (арендованного) локомотива в графе "Наименование груза" перевозочного документа указывается "Локомотив №____________, не принадлежащий перевозчику. Собственник ______________ или "Арендованный локомотив. Арендатор _____.";
сведения о съёмном оборудовании или утеплительных материалах (наименование, количество, масса) - при наличии на универсальном вагоне установленного на нём съёмного оборудования или утеплительных материалов при перевозке грузов с утеплением, которое при выдаче груза на станции назначения снимается с вагона и выдаётся грузополучателю вместе с грузом;
другие сведения, предусмотренные Правилами перевозок грузов, тарифным руководством и техническими условиями размещения и крепления груза.
При отсутствии места для данной отметки она делается в графе 2 оборотной стороны оригинала железнодорожной накладной .

2.18. При определении массы груза грузоотправителем или грузоотправителем совместно с перевозчиком на бланках железнодорожной накладной в графе "Масса груза в кг, определённая" соответственно зачёркиваются слова "Перевозчиком" и "Совместно" или слова "Перевозчиком" и "Грузоотправителем". В машинопечатных формах электронной железнодорожной накладной заполняется один из следующих вариантов: "Грузоотправителем", "Перевозчиком", "Совместно". Также заполняются графы "Итого масса нетто", "Тара вагона" и "Масса брутто".
При перевозке груза на своих осях графы "Итого масса нетто" и "Тара вагона" не заполняются, а в графах "Масса груза в кг, определённая" и "Масса брутто" указывается масса груза, перевозимого на своих осях.
При определении "Итого масса нетто" на вагонных весах в соответствующих графах указывается:
"Итого масса нетто", определённая как разность между массой вагона брутто и его тарой;
масса брутто вагона, определённая путём взвешивания на весах;
масса тары вагона - при определении массы тары на весах указываются сведения, полученные путём взвешивания с зачёркиванием сокращения "с бр.", если масса тары определяется на основании сведений на вагоне, то зачёркивается сокращение "пров.". Масса тары вагона определяется с учётом находящейся в нём массы съёмного или несъёмного оборудования, которое не выдаётся грузополучателю на станции назначения вместе с грузом, но не включено в массу тары вагона.
При указании в графе "Наименование груза" разных наименований грузов или груза одного наименования в разной упаковке в графе "Масса груза в кг, определённая" должны указываться масса груза каждого наименования отдельно по каждому роду упаковки и общая масса грузов в отправке.

2.19. В графе "Итого мест" - указывается цифрами и прописью общее количество мест груза в отправке.

2.20. В графе "Итого масса" - указывается прописью общая масса груза по отправке, включая массу съёмного оборудования (заполняется в тех случаях, когда масса груза определялась грузоотправителем).

2.21. В графе "Способ определения массы" (заполняется в тех случаях, когда масса груза определялась грузоотправителем или грузоотправителем совместно с перевозчиком) указывается одним из способов, указанных в железнодорожной накладной .
Кроме того: при определении массы груза на весах или расчётным путём указывается значение предельной погрешности измерения массы, соответствующее требованиям стандартов или методических инструкций Государственного стандарта. (Например, на вагонных весах ±1,5%, на весах в движении ±1,5%; на весах в движении ±2,0% и т.д., на товарных весах ±0,1%, расчётным путём ±0,5%);
при определения массы груза по стандарту указывается стандартная масса одного грузового места: в числителе - масса брутто, в знаменателе - масса нетто.

2.22. В графе "Сведения о ЗПУ" указываются, кем произведено пломбирование: грузоотправителем или перевозчиком.
В графе "Тип ЗПУ" указывается тип запорно-пломбировочного устройства (далее - ЗПУ), установленного на вагоне.
В графе "К/знаки" указывается контрольный знак ЗПУ.
Графы "Тип ЗПУ" и "К/знаки" заполняются для всех ЗПУ, установленных на вагоне в соответствии с Правилами пломбирования вагонов и контейнеров.

2.23. По грузам, требующим соблюдения особых мер предосторожности при перевозке и хранении, в верхней части железнодорожной накладной ("Место для особых отметок и штемпелей") грузоотправителем проставляются предусмотренные Правилами перевозок данного груза надписи, в том числе в виде штемпелей, иные отметки, характеризующие особые свойства груза.

2.24. В графе "Объявленная ценность" указывается прописью сумма объявленной грузоотправителем ценности груза в рублях.

2.25. В графе "За правильность внесенных в накладную сведений отвечаю" грузоотправитель разборчиво расписывается, а также указывает свою должность (за исключением, когда грузоотправителем является физическое лицо либо доверенность выдана лицу, не являющемуся сотрудником данного юридического лица),фамилию и инициалы.
При заполнении электронной железнодорожной накладной в неё вносятся данные о должности, фамилии и инициалах лица, ответственного за правильность заполнения железнодорожной накладной .

2.26. В графе "По заявке №" указывается номер согласованной с перевозчиком заявки на перевозку груза.

2.27. Графа "Погрузка назначена на ________ число _________ мес." заполняется в соответствии с графой "Дата" из согласованной с перевозчиком заявки на перевозку груза.

2.28. На оборотной стороне железнодорожной накладной графа 1 "Груз размещен и закреплен согласно параграфам _____ рис. ______ главы __________ раздела ________ Технических условий правильно" заполняется в соответствии с требованиями технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах (далее - технические условия). Эти сведения заверяются подписью с указанием должности, фамилии и инициалов представителя грузоотправителя, ответственного за размещение и крепление груза.

2.29. В графе 2 оборотной стороны железнодорожной накладной "Особые заявления и отметки отправителя" в случаях, предусмотренных соответствующими Правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте и техническими условиями, грузоотправителем делаются отметки:
"Перевозка в открытом подвижном составе с грузополучателем согласована, разрешение от _______ N _____.";
количество поддонов - при предъявлении груза к перевозке на поддонах;
виды профилактических мер, принятые грузоотправителем для предохранения груза от смерзания;
наличие у предъявляемого к перевозке неупакованного груза видимых повреждений, например "у станка отбита ________ деталь", "разбита фара у машины";
наименования прилагаемых к железнодорожной накладной грузоотправителем документов (например, спецификация, технический паспорт, чертежи закрепления инвентарного несъемного крепления и др.) в соответствии с требованиями соответствующих Правил перевозок грузов, а также документов, установленных требованиями органов, уполномоченных осуществлять государственный контроль. Прикладываемые документы должны быть прочно прикреплены к оригиналу железнодорожной накладной ;
сведения о съёмном или несъёмном оборудовании, которое не выдаётся грузополучателю на станции назначения вместе с грузом;
"Для передачи на водный транспорт _________ (указывается страна и порт назначения)" - при перевозке экспортных грузов в непрямом международном сообщении через порты Российской Федерации;
"Для передачи на железнодорожный транспорт _________ (указывается страна, порт отправления)" - при перевозке импортных грузов в непрямом международном сообщении через порты Российской Федерации.
Грузоотправитель имеет право делать в графе 2 другие, не предусмотренные соответствующими Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, отметки (например, необходимые для грузополучателя сведения об ассортименте грузов, марке продукции и др.)

2.30. Дополнительные требования к оформлению перевозочных документов на перевозку отдельных видов грузов устанавливаются Правилами перевозок этих грузов.

2.31. Грузоотправителем в железнодорожной накладной также проставляются в соответствии с тарифным руководством другие отметки, необходимые для определения провозных платежей.

На главную

Приложение. Особенности заполнения перевозочных документов на перевозку грузов в универсальном контейнере
(Утверждены приказом МПС России/РЖД 18.06.03г. №30, зарегистрированы в Минюсте России 19.06.03г., №4765)

Общие положения

Листы железнодорожной накладной на бланках формы ГУ-27в и ГУ-29к изготавливаются типографским или компьютерным способом и печатаются шрифтом чёрного цвета на бумаге формата А4.
Лист 1 железнодорожной накладной формы ГУ-27у-ВЦ и листы 2-4 железнодорожной накладной формы ГУ-29у-ВЦ изготавливаются компьютерным способом и печатаются шрифтом чёрного цвета на бумаге формата А4 или рулонной.
Заполнение перевозочных документов на перевозку грузов в универсальных контейнерах осуществляется в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом со следующими особенностями.

Заполнение железнодорожной накладной грузоотправителем

Грузоотправитель на лицевой стороне железнодорожной накладной заполняет следующие графы:
"Код владельца контейнера":
для крупнотоннажных контейнеров проставляется уникальный код владельца, состоящий из трёх прописных букв латинского алфавита, и прописная латинская буква U - как идентификатор грузовых контейнеров;
для среднетоннажных контейнеров (кроме не принадлежащих перевозчику и арендованных у него) проставляется двузначный цифровой код железнодорожной администрации-собственницы контейнера в соответствии с международной системой кодирования железных дорог; для не принадлежащих перевозчику и арендованных у него контейнеров проставляется трёхзначный код страны в соответствии с классификатором "Страны мира", на территории которой зарегистрирован собственник контейнера (для России - 643);
"Номер контейнера":
для крупнотоннажных контейнеров проставляется серийный номер, состоящий из шести арабских цифр, и контрольное число, являющееся средством контроля достоверности кода владельца и серийного номера;
для среднетоннажных контейнеров проставляется серийный номер, состоящий из восьми арабских цифр, и контрольное число, являющееся средством контроля достоверности серийного номера;
"Коды размера и типа контейнера":
для крупнотоннажных контейнеров проставляется четыре буквенно-цифровых символа, содержащиеся во второй строке маркировочного номера; первые два символа являются кодом размера контейнера, а два следующих символа - кодом типа контейнера;
для среднетоннажных контейнеров проставляются две последние цифры, содержащиеся во второй строке маркировочного номера и обозначающие тип и конструктивные особенности контейнера;
"Типоразмер контейнера" (графа заполняется в точном соответствии с данными, указанными в заявке на перевозку грузов):
для крупнотоннажных контейнеров проставляются: в числителе - длина контейнера в английских футах, в знаменателе - масса контейнера брутто;
для среднетоннажных контейнеров проставляется 3 или 5;
"Отметка о спецконтейнере" - проставляется отметка "СК" при предъявлении к перевозке груза в специализированном контейнере, совпадающем по параметрам с универсальным;
"Масса тары вагона, кг" - проставляется трафаретное значение, указанное на вагоне;
"Масса брутто вагона, кг" - указывается масса, полученная в результате суммирования значений граф "Масса тары вагона, кг" и "Масса брутто контейнера";
"Наименование груза" - под наименованием груза проставляются отметки:
"Контейнер сдан в аренду. Арендатор ________________ " - при перевозке груза в крупнотоннажном контейнере, сданном перевозчиком в аренду;
"Контейнер не принадлежит перевозчику. Собственник _______________" или "Контейнер сдан в аренду. Арендатор ____________" - при перевозке груза в среднетоннажном контейнере, не принадлежащем перевозчику или сданном им в аренду;
"Погрузка в вагон дверями наружу" - в случае погрузки крупнотоннажных контейнеров а вагон дверями наружу на железнодорожных путях необщего пользования;
"Контейнер в вагон погружен дверями вовнутрь" - в случае погрузки контейнеров в вагон на железнодорожных путях необщего пользования.
"Масса груза вместе с упаковкой в кг, определённая отправителем" - указывается масса груза каждого наименования вместе с упаковкой, размещённого в контейнере;
"Итого масса груза нетто", "Итого масса груза нетто (прописью)" - проставляется цифрами и прописью общая масса груза вместе с упаковкой, определённая отправителем, в кг;
"Масса тары контейнера" - проставляется трафаретное значение массы тары в кг, указанное на контейнере;
"Масса брутто контейнера" - указывается масса, полученная в результате суммирования значений граф "итого масса груза нетто" и "Масса тары контейнера";

"Особые заявления и отметки отправителя" - в графе 3 оборотной стороны бумажной железнодорожной накладной :
сведения о документах, вложенных в контейнер;
в случае отгрузки экспортных грузов - номер заказа-наряда или контракта, наименование, номер вывозного разрешения или отметка о его приложении;
при перевозке грузов для личных. семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, делается отметка о вложенной описи.

Аналогичные сведения вносятся в электронную железнодорожную накладную .

Перевозки груза посредством железных дорог – это экономия денег и удобный сервис. Габариты объектов могут быть очень большие, а сохранность их полностью обеспечена. Каждый груз, как и при любом другом виде транспортировки, сопровождается документами, содержащими информацию как о самом грузе, так и об условиях его перевозки.

Все сопроводительные документы должны соответствовать единому стандарту, принятому федеральными надзорными органами ж/д транспорта. По ст.32 устава транспортировки ж/д в РФ, перемещение груза происходит на основании договора, где тот, кто отправляет груз, оплачивает расходы. А вот подтверждением существования этого договора является железнодорожная накладная.

Согласно законодательству, документ, подтверждающий отношения по оказанию услуг, оформляется в форме договора. При транспортировке груза с помощью ж/д такой документ заключается между представителем железной дороги и грузоотправителем. Он является основанием для составления железнодорожной накладной, которая будет следовать вместе с грузом до получателя. Фактически именно накладная является важнейшим документом, отражающим договорные отношения между двумя сторонами.

Обратите внимание! Железнодорожная накладная – это именной документ, потому что при составлении в нем указывается данные конкретного лица, который должен получить груз.

Бланки сопроводительных документов, в т.ч. и накладной, выдают представители РЖД. Грузоотправитель и грузополучатель заполняют эти документы при отправке и при получении соответственно. Согласно приказу №42Ц МПС РФ от 9 декабря 1999 года на каждую отправку груза должна быть предоставлена правильно заполненная накладная и прочие документы по отправке груза. Этот приказ как раз и подтверждает, что сама накладная и выданная на нее квитанция подтверждают наличие договора.

Этот сопроводительный документ всегда содержит следующую информацию:

  • Наименование груза;
  • Места отправки и конечного назначения;
  • Дату и время принятия объекта;
  • Ожидаемую дату доставки грузополучателю;
  • Время в пути и другие пункты.

После того, как экземпляр накладной и квитанция на нее будут переданы грузоотправителю, договор будет считаться заключенным. Вместе с тем, когда груз будет доставлен, получателю будет передан его экземпляр накладной с проставленной печатью.

Накладная защищает стороны от возможных происшествий и дает право требовать:

  • Верную тарифную систему;
  • Достоверные расчеты;
  • Сохранность объекта;
  • Защиту от повреждений и целостности груза.

Обратите внимание! Схема перевозки груза ж/д линиями регулируется «Транспортным уставом железных дорог в РФ» согласно ФЗ №2 от 08.01.1998 г.

В случае нарушения каких-либо пунктов. грузоотправитель на основании железнодорожной накладной вправе обозначить претензии и обратится в суд для отстаивания своих требований, т.к. нарушены фактически условия договора. А в бухгалтерии накладная является основанием для списывания и оприходования средств.

Документ состоит из 6 листов плюс несколько копий и дополнительный лист под названием «Дорожная ведомость». Каждый листок имеет свое назначение – на одном из этапов транспортировки подписывается кем-то или выдается кому-то.

Кто заполняет и образец

После того, как представители РЖД выдадут листы с бланками накладных, их нужно будет заполнить в соответствии с основными требованиями:

  • Выданный бланк накладной всегда заполняет грузоотправитель ;
  • Разрешается заполнять документ в печатном или письменном виде (только шариковыми ручками);
  • Вносимые данные должны полностью соответствовать реальным данным;
  • Исправления и помарки не допускаются, если произошли какие-то изменения до отправки груза, то накладная должна заполняться заново на чистом бланке;
  • Произошедшие изменения в пути вносятся в бланк сотрудниками ж/д, заверяются подписью и печатью станции;
  • Дорожная ведомость должна быть размножена в количестве участвующих организаций в перевозке;
  • Если граф для занесения информации не достаточно, то печатаются дополнительные листы, а на главной странице ставится отметка «Смотреть на доп. листе»;
  • Все листы накладной надежно скрепляются между собой, чтобы до конца следования груза ни один из них не пропал.

Груз, отправляемый отдельным вагоном и более мелкими размерами, оформляется накладной по форме ГУ-27 или ГУ-29. Полный комплект сопроводительных бланков соответствует форме ГУ-29-О и включает:

  • Накладную;
  • Квитанцию о приеме груза;
  • Дорожную ведомость;
  • Корешок дорожной ведомости.

По существующим правилам графы железнодорожной накладной заполняются грузоотправителем согласно образцу:

  1. «Отправитель». Здесь указываются информация об отправителе: адрес, наименование организации или ФИО, подпись;
  2. «Станция отправления». Прописывается название ж/д вокзала и/или наименование станции;
  3. «Заявления отправителя». Указывается маршрут, вид транспортировки (по особенностям объекта грузоперевозок), кол-во листов документа и пр;
  4. «Получатель». Прописываются данные получателя: адрес, наименование организации или ФИО, контактные данные (телефон), присвоенный идентификатор грузу;
  5. «Станция назначения». Наименование станции, где нужно получить груз;
  6. «Пограничные места переходов». Указываются названия пограничных станций;
  7. «Вагон». Указывается номер вагона;
  8. «Вагон предоставил». Ставится «О» — вагон принадлежит отправителю или получателю, «П» — вагон перевозчика;
  9. «Грузоподъемность». Прописывается в тоннах;
  10. «Оси». Вносится кол-во осей;
  11. «Масса тары». Списывается информация с вагона;
  12. «Тип цистерны». Калибр цистерны списывается с вагона (под номером);

Пункты под № 13 и №14 не заполняются грузоотправителем. А далее подробно описывается объект перевозки. И заполняются графы:

  • «Наименование груза»;
  • «Род упаковки»;
  • «Кол-во мест»;
  • «Масса»;
  • «Пломбы»;
  • «Погружено»;
  • «Способ определения массы»;
  • «Перевозчики»;
  • «Уплата провозных платежей»;
  • «Документы, приложенные отправителем»;
  • «Информация, не предназначенная для перевозчика».

Оставшиеся пункты отправитель не заполняет.

После заполнения документа, сотрудником ж/д проверяется правильность внесенных данных и, если все верно, то проставляется виза. Этот номер является разрешением для дальнейшего принятия груз/

Пятикратный штраф за искажение сведений о массе груза в жд накладной

По ст.33 ТУЖД за достоверность данных, внесенных в накладную, ответственность несет грузоотправитель. Информация должна быть реальной, полной и точной. Перевозчик проверяет любые данные, касательные груза, по своему усмотрению.

Если в результате проверки была выявлена ложная информация о свойствах груза и прочих сведений, то это расценивается как угроза безопасности движения и работы ж/д транспорта или отправка запрещенных к перевозке объектов. За подобные нарушения на отправителя налагается штраф в соответствии со ст.98 ТУЖД. Размер удержания равняется пятикратной стоимости перевозки подобных грузов на любые расстояния.

Чтобы зафиксировать факт нарушения, составляется акт сверки.

В процессе транспортировки грузов посредством железнодорожного транспорта применяются специальные документы. К таковым причисляется железнодорожная накладная. Как правильно заполняется такая накладная?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Подтверждением принятия груза железной дорогой служит железнодорожная накладная. Заполняется она в процессе перевозки, на нескольких этапах. Как заполнить железнодорожную накладную правильно?

Основные моменты

Грузоперевозки, осуществляемые железнодорожным транспортом, по праву считаются наиболее экономичными и удобными. Таким способом можно перевозить даже очень большие объекты.

Практически любые виды транспортных средств проигрывают в сравнении с ж/д транспортом. За счет этого железнодорожные перевозки не теряют своей актуальностью и неизменно популярны.

Но как любая транспортировка грузов перевозка по железной дороге требует документального подтверждения. Документы должны удостоверять не только сам факт перевозки, но и идентифицировать перевозимый груз.

Здесь говорится, что на основании договора транспортирования грузов железная дорога доставляет груз от грузоотправителю к грузополучателю.

При этом должны соблюдаться условия перевозки при условии оплаты грузоотправителем услуг железной дороги. Помимо договора предусмотрен ряд документов, подтверждающих принятие груза, описывающих его характеристики и особенности.

Приложении №1 к Правилам приводятся формы перевозочных документов, которые едины для всех сторон перевозочного процесса транспортировки грузов железной дорогой.

Правила заполнения железнодорожной транспортной накладной

Заполняется железнодорожная накладная отправителем и перевозчиком, согласно действующим Правилам.

Дополнительный лист «Дорожная ведомость» создается в количестве, какое соответствует числу участвующих в транспортировке перевозчиков, кроме передающего груз грузополучателю.

В заполненную накладную могут вноситься исправления, но лишь на станции отправления. Каждая из сторон вправе исправить только сведения непосредственно ею внесенные.

Когда в графах накладной недостаточно места для отображения всех необходимых сведений, то создается требуемое количество дополнительных экземпляров нужного листа.

При этом в графах основного документа выполняется отметка «Смотреть в доп. листе». Заполняется железнодорожная накладная ручным или печатным способом, черным цветом.

Налагаемые штемпели также имеют черный цвет. , дополнительные листы и сопроводительная документация скрепляются так, чтобы по пути следования они не разъединились.

Инструкция по оформлению

Согласно инструкции по оформлению, при составлении железнодорожной накладной грузоотправитель заполняет следующие графы:

«Отправитель» Прописывается наименование грузоотправителя, его почтовый адрес, при необходимости контактные данные и личная подпись
«Станция отправления» Пишется название станции отправки и название ж/д в сокращенном варианте
«Заявления отправителя» Заносится информация о маршруте перевозки, способах транспортировки исходя из особенностей груза, названии получателя и его адресе, внесенных исправлениях, количестве приложенных листов, иных важных нюансах
«Получатель» Прописывается название получателя, его почтовый адрес, код, присвоенный перевозчиком, контактные данные
«Станция назначения» Пишется название станции, куда груз дожжен быть доставлен
«Пограничные места переходов» Пишутся названия выходных пограничных станций с указанием их кодов

Следующие графы, с седьмой по двенадцатую, касаются характеристик вагона:

Графы 13 и 14 отправитель не заполняет. Далее вносятся сведения о товаре:

  1. «Наименование груза».
  2. «Род упаковки». 17. «Количество мест». Указывается название груза и количество мест.
  3. «Масса (в кг)».
  4. «Пломбы».
  5. «Погружено».
  6. «Способ определения массы».
  7. «Перевозчики».
  8. «Уплата провозных платежей».
  9. «Документы, приложенные отправителем».
  10. «Информация, не предназначенная для перевозчика».

Прочие графы грузоотправитель не заполняет.

Визирование документа

Отправителю ввоз груза на станцию разрешается только после наложения визы на накладную. Специальная отметка ставится кассиром, проверившим верность заполнения документов, и определившем возможность принятия груза к отправке.

Видео: составление счета / накладной / акта выполненных работ

При отсутствии визы весовщик не вправе принимать груз от отправителя. Виза проставляется в виде номера, присвоенного перевозчиком, и номер ж/д накладной подтверждается подписью перевозчика.

Перед проставлением визы проверяются данные, указанные в накладной, в частности:

  • возможность перевозки указанного груза;
  • соответствие станций выполнению операций по транспортировке;
  • ограничения и запреты на перевозку конкретного груза;
  • полнота сведений о грузополучателе;
  • внесение положенных платежей за предоставление услуг перевозчиком.

Образец заполнения

Железнодорожная накладная может заполняться только на бланке, предоставленном железной дорогой.

За достоверность указанных данных несет грузоотправитель, даже если накладную заполнил представитель железной дороги.

Наличие подписи отправителя на накладной означает согласие со всеми внесенными сведениями. В зависимости от особенностей перевозки использоваться РЖД могут использоваться бланки по форме:

  • – оригинал ж/д накладной;
  • ГУ-28;
  • – дорожная ведомость и т.д.

Если международная

При осуществлении железнодорожных перевозок международного характера применяется железнодорожная накладная международного сообщения.

При этом чаще всего употребляется форма, созданная на основании СМГС (Соглашения о международном грузовом сообщении). Состоит она из пяти листов, где указывается название пункта назначения, название груза, его ценность и оплата за перевозку.

Выписывает накладную отправитель, визирует перевозчик и вместе с сопроводительной документацией накладная сопровождает груз до получения.

Транспортировки по европейским странам, не участвующим в составе СМГС, осуществляются на основании накладной КОТИФ, разработанной на основании «Конвенции по международным грузовым перевозкам».

Как оформить железнодорожную накладную?

Организация пользуется услугами перевозки железнодорожным транспортом. Какие документы транспортная организация обязана предоставить - читайте в статье

Вопрос: ООО приобретает товар, доставка которого осуществляется железнодорожным транспортом. Грузополучателем является сторонняя организация, с которой заключен договор ответственного хранения.У кого должен оставаться лист 1 транспортной железнодорожной накладной? Если у грузополучателя, то каким документом организация покупатель подтвердит факт доставки товара до места хранения?

Ответ: Официальных разъяснений по данному вопросу нет.

Основной перевозочный документ, подтверждающий перевозку, – транспортная железнодорожная накладная. Транспортная железнодорожная накладная состоит из четырех листов. Лист 1 – это оригинал накладной. Он выдается перевозчиком грузополучателю. Лист 2 – дорожная ведомость. Лист 3 – корешок дорожной ведомости. Он должен остаться у перевозчика. И последний лист 4 – квитанция о приеме груза. Она остается у грузоотправителя (Письмо от 21 августа 2009 г. № ШС-22-3/660@).

Исходя из этого можно сделать вывод, что транспортная железнодорожная накладная покупателю не передается. Она останется у грузополучателя - организации, с которой заключен договор ответственного хранения.

Чтобы обезопасить себя включите в договор условие о предоставлении копии транспортной железнодорожной накладной покупателю.

Первичным документом, на основании которого товар принимается к учету у покупателя, может служить товарная накладная по форме № ТОРГ-12 . При этом если товар доставляется ж/д транспортом, то наряду с товарной накладной необходима транспортная железнодорожная накладная. Этот документ служит подтверждением перевозки товаров.

Но если покупатель не является заказчиком перевозки, то действующий порядок не предусматривает обязательного наличия у него транспортной железнодорожной накладной. В этом случае наличие товарной накладной по форме № ТОРГ-12 является достаточным условием признания расходов на товар (по аналогии с доставкой автомобильным транспортом).

Обоснование

Из статьи журнала «Семинар для бухгалтера», №6, июнь 2009
Отправляем груз по железной дороге и не переживаем о документах

САМИМ. На что обратить внимание, заключая договор на перевозку с ОАО «РЖД»

Рассмотрим первый вариант, когда вы самостоятельно отправляете свой груз. Прежде всего вы должны заключить договор перевозки с ОАО «Российские железные дороги». Для этого подаете заявку на перевозку грузов по форме ГУ - 12. Форма заявки приведена в приказе МПС России от 16 июня 2003 г. № 21 «Об утверждении правил приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом». Сделать это нужно не менее чем за 10 суток до начала перевозок грузов. Если у вас идет груз на экспорт, то не менее чем за 15 дней до начала перевозки. Так гласит статья 11 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18 - ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

В заявке вы указываете полное наименование, почтовый адрес грузоотправителя, то есть вашей фирмы, железнодорожные станции отправления и назначения. А также приводите точную информацию о грузе: наименование, вес, количество вагонов, грузоподъемность и количество контейнеров.

Заявка заполняется в трех экземплярах. Каждый из них подписывается руководителем и заверяется печатью фирмы.

В течение двух дней перевозчик должен ее согласовать и вернуть вам один экземпляр заявки с соответствующей отметкой. Если заявка согласована не будет, то вам вернут два экземпляра заявки с приложенным мотивированным отказом (Пункт 11 Правил, утвержденных приказом МПС России от 16 июня 2003 г № 21).

После того как заявка принята, оформляется договор перевозки грузов. Если ваша компания планирует систематически перевозить грузы железнодорожным транспортом, лучше заключить долгосрочный договор. Тогда в заявках на перевозку вы сразу указываете номер договора.

В договоре определяются предполагаемые объемы перевозок грузов, сроки, условия доставок, порядок расчетов, ответственность сторон, а также прочие условия организации перевозок.

В рамках договора перевозки могут быть предусмотрены вспомогательные услуги и работы, связанные с перевозкой грузов: погрузочно - разгрузочные работы, подача и уборка вагонов, хранение грузов и контейнеров и др. Соответственно плата за них войдет в общую стоимость транспортных услуг по доставке груза помимо железнодорожного тарифа за перевозку.

Хочу заметить, что в некоторых случаях требуется заключить отдельный договор о подаче и уборке вагонов, причем не с железной дорогой, а с владельцем железнодорожного подъездного пути. Чтобы вам было проще разобраться, о какой ситуации идет речь, – несколько слов о структуре железнодорожных путей. Различают железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные подъездные пути, то есть пути не общего пользования.

Железнодорожные подъездные пути примыкают к железнодорожным путям общего пользования и предназначены для обслуживания определенных грузоотправителей и грузополучателей.

Они могут принадлежать не ОАО «РЖД», а другому владельцу: физическому или юридическому лицу. Если компания, которая является грузоотправителем или грузополучателем, имеет на «чужом» подъездном пути склады и погрузочно - разгрузочные площадки, то она оформляет договор о подаче и уборке вагонов с его владельцем. При условии, что подъездной путь обслуживается локомотивом своего владельца.

В этом случае железная дорога в расчетах не участвует. Компания получает документы, подтверждающие затраты на подачу - уборку вагонов от владельца подъездного пути. Это акты выполненных работ, счета - фактуры.

– А если подъездной путь обслуживается железнойдорогой, какие документы мы должны получить?

– Ведомость подачи - уборки вагонов.

Основной перевозочный документ, подтверждающий перевозку, – транспортная железнодорожная накладная. Она оформляется грузоотправителем и сопровождает груз на всем пути его следования. На это указывает пункт 25 Устава железнодорожного транспорта РФ. Когда груз приходит на станцию назначения, накладная передается грузополучателю.

Транспортная железнодорожная накладная состоит из четырех листов. Лист 1 – это оригинал накладной. Он выдается перевозчиком грузополучателю. Лист 2 – дорожная ведомость. Лист 3 – корешок дорожной ведомости. Он должен остаться у перевозчика. И последний лист 4 – квитанция о приеме груза. Она остается у грузоотправителя.

Замечу, что накладная составляется на каждую отправку груза.

Формы транспортных железнодорожных накладных приведены в Правилах заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18 июня 2003 г. № 39, а также в Правилах перевозок железнодорожным транспортом грузов в универсальных контейнерах, утвержденных приказом МПС России от 18 июня 2003 г. № 30.

Таким образом, подав заявку на перевозку, вы должны заполнить железнодорожную накладную и сдать ее перевозчику вместе с грузом. У вас на руках остается квитанция о приеме груза. О том, что квитанция вами получена, вы расписываетесь в соответствующей графе корешка дорожной ведомости.

При приеме груза перевозчик должен проставить на всех листах накладной календарный штемпель.

Если для погрузки, крепления и перевозки груза необходимы специальное оборудование, материалы, приспособления, в железнодорожной накладной вы делаете соответствующую отметку.

Хочу обратить ваше внимание, что отметки, которые проставляются на накладных, имеют значение при разрешении споров. Например, в случае нарушения срока доставки груза или задержки его выдачи. Поскольку к претензии перевозчику должны быть приложены помимо других документов и транспортные накладные* (Статья 120 Устава железнодорожного транспорта РФ).

Расчеты с железной дорогой, как правило, проводятся в безналичном порядке через технологические центры по обработке перевозочных документов (ТехПД) железных дорог.

При этом платежи за перевозку грузов и дополнительные сборы могут перечисляться в порядке плановых платежей или предварительной оплаты* (Пункт1 Положения о порядке проведения операций по доходным счетам МПС, утвержденного ЦБ РФ № 82, МПС России № ЦФ - 244 от 25 марта 1994 г).

Можно заплатить за перевозку также наличными деньгами через железнодорожную кассу.

Как правило, платежи вносятся грузоотправителем до момента приема груза для перевозки. Исключение составляют ситуации, когда перевозку оплачивает получатель груза. Тогда по письменному заявлению грузоотправителя перевозчик может разрешить оплату перевозки на станции назначения. В этом случае в договоре перевозки предусматриваются гарантии внесения провозной платы.

Окончательные расчеты за перевозку проводит получатель по прибытии груза на железнодорожную станцию назначения до момента его выдачи.

Учтите, что задержка платежей чревата дополнительными тратами. Вам придется уплатить проценты за пользование чужими средствами согласно статье 395 Гражданского кодекса РФ. А кроме того, не выданные грузополучателю вагоны и контейнеры будут на ответственном простое и за их использование тоже придется платить. На это указывает статья 30 Устава железнодорожного транспорта РФ.

Теперь, что касается ответственности перевозчика. За потерю или недостачу груза железная дорога возмещает ущерб в размере его стоимости. За утрату груза, сданного для перевозки с объявлением ценности – в размере объявленной стоимости. За повреждение груза – в размере стоимости поврежденной части.

Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором. Если по документам стоимость груза определить нельзя, тогда берется цена на аналогичные товары при сравнимых обстоятельствах.

Перевозчик также должен вернуть плату за перевозку груза и иные платежи пропорционально количеству утраченного или поврежденного груза, если данная плата не входит в стоимость такого груза* (Статья 96 Устава железнодорожного транспорта РФ).

Если перевозчик в установленное время не подал под погрузку вагоны, контейнеры или они оказались непригодные для перевозки, он платит штрафы, предусмотренные правилами статьи 100 Устава железнодорожного транспорта РФ.

Уточню, что задержка вагонов под погрузку менее чем на пятнадцать минут в расчет не принимается. Задержка вагонов от пятнадцати минут до одного часа принимается за полный час.

– А если груз пришел на станцию назначения с опозданием по вине перевозчика, он должен платить штраф?

– В этом случае железная дорога платит не штраф, а пени в размере 9 процентов платы за перевозку груза. Это следует из статьи 97 Устава железнодорожного транспорта РФ.

Кроме всего прочего, если в процессе доставки груза были повреждены или утрачены вагоны, контейнеры, которые не принадлежат перевозчику, он должен возместить убытки их владельцам.

Комментарий редакции

Как определить срок доставки груза

Срок доставки груза нужно считать с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки. Дату приема груза перевозчики проставляют в оригинале накладной и дорожной ведомости в графе «Календарные штемпеля», в корешке дорожной ведомости и квитанции о приеме груза в графе «Календарный штемпель перевозчика на станции отправления». Дата окончания срока доставки груза указывается перевозчиком во всех листах накладной. Неполные сутки при подсчете сроков доставки грузов считаются за полные. Расчетное время – московское. Перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузахне позднее 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон.

В каком порядке оприходовать товары

Можно ли оприходовать товар без товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т. Поставщик доставляет товар покупателю автомобильным транспортом. Покупателю представлена только товарная накладная по форме № ТОРГ-12

Можно, но только при условии, что покупатель не является заказчиком перевозки.

Первичным документом, на основании которого товар принимается к учету, может служить товарная накладная по форме № ТОРГ-12 (указания , утвержденные постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132). При этом если товар доставляется покупателю автомобильным транспортом, то наряду с товарной накладной необходима товарно-транспортная накладная, например, по форме № 1-Т (или транспортная накладная по форме , утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272). Это связано с тем, что товарно-транспортная накладная является документом, предназначенным для расчетов за перевозки товаров автомобильным транспортом (раздел 2 указаний, утвержденных , п. 2 ст. 785 ГК РФ , ).

Этот документ служит подтверждением не только перевозки товаров, но и их отгрузки. Поэтому покупатель на его основании может отразить в бухучете поступление товаров (п. 2.1.3 Методических рекомендаций, утвержденных письмом Комитета РФ по торговле от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5 , указания , утвержденные постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78 , п. , Методических указаний, утвержденных


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении