Знай свое дело

Можно ли работать без ККМ? Новый порядок применения контрольно-кассовой техники Применение кассовых аппаратов в.

Кассовый аппарат (официальное название – контрольно-кассовая машина, ККМ) – инструмент, с помощью которого надзирательные и контрольные органы государства отслеживают оборот наличных денег, полученных в результате хозяйственной деятельности субъектов экономики. В основном он применяется при розничной торговле товарами и услугами. Вторая роль ККМ – упорядоченный контроль над учетом товарных ценностей и розничных продаж.

Механизм действия контрольно-кассовой машины прост: внутрь механизма помещается кассовая лента, на которой при получении денежных средств пробивается соответствующая информация. Аппараты обычно имеют дисплей, на котором отражается текущее состояние. Они бывают двух видов – фискальные и нефискальные . Отличие фискальных машин состоит в том, что они имеют внутреннюю нестираемую память, в которую записываются все проведенные операции.

Законодательная основа использования

В Российской Федерации регистрация и использование ККМ утверждено законодательно и регулируется Федеральным Законом «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Закон детально регламентирует сферу применения ККМ, процесс регистрации, требования к технике и обязанности субъектов, использующих аппараты. Особое внимание Закон уделяет учету безналичных операций с помощью пластиковых карт, проводимых через кассовую машину. Также Законом регулируются особые условия реализации торговли с помощью ККМ в городе Севастополь и Республике Крым.

Обязательно ли?

Существует четыре исключения, при которых возможна экономическая (предпринимательская) деятельность ИП без использования контрольно-кассовых машин.

Во-первых , это индивидуальные предприниматели, к которым применяется форма налогообложения с использованием Единого вмененного налога на доходы (ЕНВД) , в народе называемой «вменёнкой». В этом случае использование ККМ не обязательно. В основном предприятия с ЕНВД могут заниматься оказанием услуг населению и другим экономическим субъектам.

Использование аппаратов при условии, что предприятие использует ЕНВД, распространяется на следующие виды деятельности:

  • услуги бытового характера и оказание ветеринарной помощи;
  • торговля в розницу;
  • предоставление торговых площадей и участков земли в аренду;
  • автомобильные транспортные перевозки;
  • услуги по обслуживанию автомобильного транспорта: мойка, диагностика, ремонт, хранение;
  • организация коммерческих пунктов общественного питания;
  • сдача квартир внаем и гостиничное дело;
  • предоставление площадей для размещения рекламы на уличных носителях (билборды, растяжки, штендеры и т. п.) и на общественном транспорте.

Во-вторых , если индивидуальный предприниматель использует при совершении сделок с наличностью бланки строгой отчетности (БСО) . БСО имеет строго регламентированный законодательством вид, на нем обязательно должны быть проставлены реквизиты организации и оттиск . Бланк имеет две части, обе заполняются при передаче наличности от клиента, одну из частей покупатель товара или услуги получает на руки вместо кассового чека. Следует отметить, что использование БСО обязательно и при хозяйственной деятельности ИП, являющихся плательщиками ЕНВД.

В-третьих , существуют некоторые виды деятельности , применение ККМ при которых затруднительно или абсурдно. Не подразумевается использование аппаратов при следующих условиях:

  • торговля на фондовом рынке и купля/продажа ценных бумаг;
  • продажа мороженого на улице, прохладительных напитков из цистерн, товаров с тележек и лотков, бахчевых культур на развалах уличной торговли;
  • реализация лотерейных билетов, билетов на проезд в общественном транспорте, торговля почтовыми марками по стоимости, равной номиналу;
  • торговля на продовольственных рынках, базарах и ярмарках;
  • продажа газетной и журнальной продукции в специализированных киосках, если доля вышеназванного товара составляет более 50% от всей выручки.

В-четвертых , вести торговлю или другую работу без ККМ могут индивидуальные предприниматели, которые расположены на отдаленных или труднодоступных территориях , выезд к которым сотрудников ФНС затруднителен. К таковым относятся, например, зимовья, метеорические и геофизические станции, нефтяные вышки, постоянные станции на удаленных материках (Антарктида), суда дальнего плавания, воздушный транспорт.

Во всех остальных случаях, не оговоренных Законом, применение ККМ является строго обязательным.

На сегодняшний день одним из самых актуальных вопросов по использованию кассовых аппаратов является интернет торговля, которая не является розничной торговлей как таковой. В законодательстве нет четкого ответа, нужно ли использовать ККМ при продажах через интернет-магазины. Однако такого вида торговля не попадает под выше оговоренные исключения, поэтому считается, что использовать аппарат при реализации товаров и услуг через интернет необходимо .

Если у ИП нет возможности и финансовых средств обеспечить каждого курьера доставки кассовой машиной, кассовые чеки должны пробиваться при выдаче товара на доставку, при условии, что поступление наличных в кассу по чеку произойдет в день пробития чека.

Введение кассового аппарата для ИП на ЕНВД и ПСН в несколько этапов. С 1 июля 2018 — если есть наемные работники в сфере торговли и общепита, с 1 июля 2019 — если нет наемных работник в данных сферах. С 31 марта 2017 года продавцы пива и другого алкоголя обязаны применять кассовые аппараты на общих основаниях (режим налогообложения значения не имеет), в том числе и в сфере общепита.

Как его зарегистрировать

В настоящее время регистрацией аппаратов занимаются уполномоченные юридические лица, реализующие и обслуживающие ККМ. Они называются центрами технического обслуживания .

Регистрация кассовой машины предпринимателя производится по адресу регистрации самого ИП. Регистрацию проводят территориальные налоговые органы – районные и межрайонные инспекции.

Необходимо подготовить следующий пакет документов:

  • два экземпляра заявления на регистрацию;
  • журнал КМ-4: журнал кассира-операциониста;
  • журнал КМ-8: журнал вызовов специалистов по обслуживанию ККМ;
  • паспорт эталонной версии и технический паспорт ККМ;
  • свидетельство о собственности помещения, где устанавливается аппарат, либо договор аренды;
  • голографическая наклейка – объемная голограмма и отметка о сервисном обслуживании.

Налоговая служба обязательно требует подтвердить право владения аппаратом. Для этого требуется предоставить чек или иные документы, фиксирующие его приобретение.

Какой ККМ выбрать, его установка и дальнейшее обслуживание

Аппараты различаются по нескольким базовым параметрам: вес, наличие дополнительных функций, скорость печатания чека, возможность подключения дополнительных устройств (например, сканера штрих кодов, устройства считывания пластиковых карт, электронные весы), температурные и иные физические условия работы, энергонезависимость. Стоимость их колеблется от 3-4 тысяч рублей за простые модели до 20-30 тысяч за модели высшей категории.

Установка аппарата происходит после его регистрации и является сложным юридическим и техническим процессом. После подачи документов в налоговую через неделю начинается процесс фискализации ККМ, который проводит сотрудник ЦТО в присутствии специалиста налоговой службы. Аппарат пломбируется, устанавливаются реквизиты, проверяется работоспособность и производятся другие регламентированные действия технического характера.

Через несколько дней индивидуальному предпринимателю выдаются на руки документы о регистрации ККМ.

Важно проверить наличие ККМ в Реестре вычислительной техники и контрольно-кассового оборудования, сверить все данные из реестра с фактическими данными, указанными на приборе.

Затем производится установка ККМ непосредственно на точку реализации товаров или услуг. Подключается электропитание, настраивается интернет-соединение, подключаются вышеописанные дополнительные модули (периферия). Важно обеспечить бесперебойное поступление электропитания к аппарату, позаботиться об альтернативных источниках питания. При скачках напряжения ККМ может блокироваться, что приведет к остановке процесса торговли.

Другой, не менее важной и обязательной процедурой является техническое обслуживание кассовой машины. ТО делится на два вида с различной периодичностью:

  • каждые три месяца проводится внешний осмотр аппарата, устраняются загрязнения, убираются устаревшие наклейки и пломбы, тестируется работа и проверяется правильность оттиска реквизитов на кассовом чеке, отлаживается и обновляется программное обеспечение;
  • каждый год аппарат вскрывают и проверяют на предмет оригинальности всех блоков, исключая замену (подлог) некоторых элементов, проверяется подлинность и целостность программного обеспечения, ставится очередная годовая пломба сервисного обслуживания.

Порядок работы

Функционирование аппарата делится на циклы длиной в одни сутки. Ежедневно кассир-операционист получает ключи кассовой машины, чековые ленты. В начале дня пробивается тестовый «нулевой» чек, который подтверждает корректность работы аппарата. Корректируется дата, проводится визуальный осмотр.

В течение дня при оформлении покупки и получении денежных средств у покупателей кассир пробивает кассовые чеки по каждой операции. Все операции отражаются на кассовой ленте и записываются в память ККМ. Некорректно оформленные чеки должны своевременно актироваться.

По окончанию рабочего дня денежная выручка сдается уполномоченным лицам, заполняется журнал, снимается так называемый Z-отчет (итог торговых операций) и удаляется контрольно-кассовая лента.

Предприниматели, у которых стоят старые аппараты, должны их заменить. Но делать это можно не сразу. Так, старый аппарат можно использовать до конца срока (длительность которого должна быть не более 7 лет) и только потом приобретать новую машину. Если же вы можете доказать, что в вашей местности проблемы с интернетом, то можете продолжать работу со старой ККМ.

С 1 июля 2017 года применять новую онлайн-кассу должны будут все продавцы, которые обязаны были применять обычную ККТ(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.5.).
Несколько месяцев я пытался разместить инициативу против онлайн-касс. Наконец её приняли. У нас появился реальный шанс отложить обязательное применение онлайн-касс для Патента, ЕНВД и БСО при УСН до 2026 года - Прошу проголосовать "ЗА" - https://www.roi.ru/30088 (нужен логин от госуслуги, но сайт государственный) и вот еще на сайте change.org (регистрация не нужна).
Принят Федеральный закон от 27.11.2017 № 337-ФЗ, по которому онлайн-кассы не будут вводить для тех кто применяет ПСН и ЕНВД(но есть исключения, см ниже) до 1 июля 2019 года.

2018

ПСН и ЕНВД: когда регистрировать ККМ
Вид деятельности и налог Срок регистрации онлайн-ККМ
ЕНВД розничная торговля и услуги общепита (с работниками) до 1 июля 2018 года
ЕНВД розничная торговля и услуги общепита (без работников) до 1 июля 2019 года
ПСН следующие виды: розничная торговля и услуги общепита; услуги по присмотру и уходу за детьми и больными; услуги по приему стеклопосуды и вторичного сырья, за исключением металлолома; услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах; деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами; до 1 июля 2018 года
ПСН розничная торговля и услуги общепита (без работников) до 1 июля 2019 года
Все остальные виды ЕНВД и ПСН до 1 июля 2019 года
  • лиц, которые торгуют молоком и питьевой водой в розлив, питьевой водой в розлив через автоматические устройства для расчетов, газетами и журналами на бумажном носителе. При этом место реализации значения не имеет;
  • государственные и муниципальные библиотеки, библиотеки академий, научно-исследовательские институты, образовательные организации при оказании ими дополнительных платных услуг населению, связанных с библиотечным делом;

С 3 июля 2018 года онлайн-ккм нужно применять при любых безналичных расчетах. Даже через квитанции в банке. "расчеты - прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги" (Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 03.07.2018) Статья 1.1.)

2017

Подавать заявление на снятие с учета старых касс после 1 июля 2017 года не обязательно. Но это надо сделать, если старую кассу будете модернизировать(письмо ФНС России от 19 июня 2017 г. № ЕД-4-20/11625).

Если компания не снимет старые кассы с учета, это сделают налоговики самостоятельно (письмо ФНС России от 30.12.2016 № ЕД-4-20/25616).

С 1 июля 2018 года онлайн-ККТ обязаны использовать любые организации продающие товары/услуги физ.лицам. Даже если оплата производилась через на р/с организации(ИП) по платёжкам(исключение - платежи от ИП или организаций). (п. 9 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ) (Письмо Минфина № 03-01-15/26324 от 28.04.2017, письмо ФНС России от 06.07.2017 № ЕД-3-20/4592@). Надеемся Минфин пересмотрит свою позицию. Однако доводы приводимые в письмах - спорные.

ККМ можно не только купить, но и взять в аренду (письмо ФНС от 15 мая 2017 г. № АС-4-20/9012). При этом фискальный накопитель должен быть куплен, т.к. он должен храниться 5 лет в организации.

В 2016 году можно добровольно перейти на онлайн-ККТ. С 1 февраля 2017 года инспекторы будут регистрировать новые кассовые аппараты с онлайн-модулем. С 1 июля 2017 года применять новую онлайн-кассу должны будут все продавцы, которые обязаны были применять обычную ККТ(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.5.).

С 1 июля 2018 года применять новые онлайн-ККТ обязаны на ЕНВД и ПСН(патенте) (от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.7.).

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, могут не применять в составе таких торговых автоматов контрольно-кассовую технику до 1 июля 2018 года(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.11.).

С 31 марта 2017 года компании и ИП на любом налоговом режиме, торгующие пивом и алкогольной продукцией (в том числе в сфере общепита), обязаны при расчетах с населением использовать ККТ(Статья 16 Федеральный Закон "о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"). Исключений нет даже для тех кто в отдаленных местах. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 278-ФЗ разрешил компаниям на ЕНВД и патенте не применять ККМ до 1 июля 2018 года.

БСО с 1 июля 2019 года(было до 18 года - продлили) применять будет невозможно без применения новых онлайн касс(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.8.).

Онлайн касса смогут не применять только: те, кто ведут некоторые виды деятельности (например, продажу газет, мороженого, талонов и билетов, разносную торговлю) или находятся в труднодоступных местностях(список таких мест будет обнародован позже, но вряд ли в нем будет европейская часть России).

В населенных пунктах с населением менее 10 000 человек, Минкомсвязи разрешило применять обычную ККМ вместо онлайн-кассы (приказ Минкомсвязи России от 5 декабря 2016 г. № 616). Также регионы установят места плохого доступа интернета, где можно будет не применять ККМ, но нужно будет выдавать товарные чеки по строгим правилам(постановление Правительства РФ от 15 марта 2017 г. № 296).

Онлайн-ККТ

Для онлайн касс более правильный термин контрольно-кассовая техника(ККТ обеспечивает продажу через оператора фискальных данных), а не контрольно кассовая машина(ККМ).

Можно ли не ставить, а модернизировать старые кассы?

Такая возможность законом предусмотрена, но её реализация и стоимость пока не ясна. Возможно проще или выгоднее будет приобрести новую онлайн-ККМ.

Когда ставить?

О сроках смотрите

Какова стоимость и где купить?

Предварительная цена онлайн-касс 30-40 т.р., но точная стоимость пока неизвестна, т.к. закон приняли 3 июля и в продаже таких аппаратов еще нет

В сентябре появились две модели: АТОЛ FPrint-22ПТК стоит около 28-35 т.р. и ШТРИХ-ON-LINE около 55-65 т.р.

Что для них нужно дополнительно?

Для таких касс оставили все те же требования предъявляемые к обычным ККМ, но есть еще новые..

  • Два вида интернета - проводной и беспроводной(GSM, 3G, 4G, но не вай-фай)
  • Необходимо будет дополнительно заключать договор с ОФД(оператор фискальных данных). ОФД будет собирать, хранить и передавать данные, поступающие с онлайн ККМ, в ФНС.

Из хорошего: применяющие онлайн кассы организации не обязаны применять(о них просто можно забыть) кассовые документы из постановление Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 "КМ-1 "Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно - кассовой машины", КМ-2 "Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно - кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию", КМ-3 "Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам", КМ-4 "Журнал кассира - операциониста", КМ-5 "Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно - кассовых машин, работающих без кассира - операциониста", КМ-6 "Справка - отчет кассира - операциониста", КМ-7 "Сведения о показаниях счетчиков контрольно - кассовых машин и выручке организации", КМ-8 "Журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ", КМ-9 "Акт о проверке наличных денежных средств кассы""(письмо ФНС от 26 сентября 2016 г. № ЕД-4-20/18059)(письмо Минфина России от 16.06.2017 № 03-01-15/37692).

Еще "приятных" новостей?

ЦТО будут обязаны иметь лицензию ФСБ, поэтому их услуги также вырастут.

Штраф

C 15 июля 2016 года можно заранее устранить нарушение и сделать чистосердечное признание о том, что не был выдан чек или БСО; о том, что работали на незарегистрированном ККМ; о том, что не был пробит чек. Тогда компании удастся избежать штрафов.

Штраф в 2016 году установлены ст.14.5 КоАП:

Нарушение Штраф
Нет информации необходимой о товаре 1500-2000 р(на граждан)
3000-4000 р(на должностных лиц и ИП)
30000-40000 р(на юридических лиц)
Неприменение ККТ 1/4-1/2 суммы расчета по чеку, но не менее 10 000 р(на должностных лиц и ИП)
3/4-1 суммы расчета по чеку, но не менее 30 000 р(на юридических лиц)
Неприменение ККТ(повторное нарушение) дисквалификация на срок от одного года до двух лет(на должностных лиц и ИП)
административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток(на юридических лиц и ИП)
Неприменение онлайн-ККТ(с 1 февраля 2017 года, все ) 1500-3000 р(на должностных лиц и ИП)
предупреждение или 5000-6000 р(на юридических лиц и ИП)
Невыдача кассового чека 2000 р(на должностных лиц и ИП)
предупреждение или 10000 р(на юридических лиц и ИП)

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники

(в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 121-ФЗ (ред. 17.07.2009))

1. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 239-ФЗ)

2. Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, -

влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(часть 3 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.Положение части 4 статьи 14.5 (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ) в отношении применения контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка и условий ее применения применяется с 1 февраля 2017 года (Федеральный закон от 03.07.2016 N 290-ФЗ).

4. Применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения -

(часть 4 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

5. Непредставление организацией или индивидуальным предпринимателем информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

(часть 5 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

6. Ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении контрольно-кассовой техники покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двух тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.

(часть 6 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

7. Нарушение оператором фискальных данных законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, выразившееся в нарушении обязанности по обработке и передаче фискальных данных или обязанности по обеспечению конфиденциальности и защиты фискальных данных, -

(часть 7 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

8. Неисполнение оператором фискальных данных обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в случае аннулирования имеющегося у него разрешения на обработку фискальных данных -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(часть 8 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

9. Подача организацией недостоверных сведений при соискании разрешения на обработку фискальных данных -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

(часть 9 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

10. Непредставление оператором фискальных данных в налоговый орган уведомления о заключении с пользователем договора на обработку фискальных данных, об изменении сведений, представленных в уведомлении, или о расторжении указанного договора либо представление таких уведомлений с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники срока -

(часть 10 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

11. Непредставление оператором фискальных данных в налоговый орган уведомления об изменении сведений, представленных при подаче заявления на получение разрешения на обработку фискальных данных, либо представление такого уведомления с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники срока -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 11 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

12. Иное нарушение оператором фискальных данных требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

(часть 12 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

13. Продажа изготовителем контрольно-кассовой техники и (или) фискальных накопителей контрольно-кассовой техники и (или) фискального накопителя без включения таких контрольно-кассовой техники и (или) фискального накопителя в реестр контрольно-кассовой техники и (или) реестр фискального накопителя -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 13 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

14. Выдача экспертной организацией, проводящей экспертизу моделей контрольно-кассовой техники и (или) экспертизу технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, заведомо ложного заключения -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

(часть 14 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

15. Непредставление либо представление с нарушением установленного срока в налоговый орган экспертной организацией, проводящей экспертизу моделей контрольно-кассовой техники и (или) экспертизу технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, выданного заключения о соответствии или несоответствии контрольно-кассовой техники или технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 15 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

Примечание. Лицо, добровольно заявившее в налоговый орган в письменной форме о неприменении им контрольно-кассовой техники в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, либо о применении им контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо о применении им контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий перерегистрации контрольно-кассовой техники и порядка ее применения и добровольно исполнившее до вынесения постановления по делу об административном правонарушении обязанность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой лицо привлекается к административной ответственности, освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частями 2, 4 и 6 настоящей статьи, если соблюдены в совокупности следующие условия:

на момент обращения лица с заявлением налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

(примечание введено Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

Инспекторы могут провести проверку ККТ даже без руководителя компании.

Кто применяет

Если не принимать наличных денег или пластиковых карт за товары(услуги), то ККМ не нужен в любом случае и при любом налоге.

Не все обязаны применять кассовый аппарат. На ЕНВД(вмененке) и при ПСН(патенте) применение ККМ не обязательно. Также применение ККМ не обязательно в сфере услуг при условии выдачи БСО.

Подробности ниже.

Для интернет-магазина и обычной торговли можно использовать одну и ту же ККМ (письмо Минфина России от 20.07.2017 № 03-01-15/46230).

Расчетный счет

При любом налоговом режиме, при безналичных переводах на расчетный счет ИП либо организации ККМ не нужен. Такие переводы можно осуществлять как с помощью платежек, так и по квитанциям ПД-4 в любом банке, где их принимают, например, в Сбербанке. Такие квитанции можно печатать и выдавать и юр.лицам и физ.лицам.

Хитрость

Если клиент совсем упрётся и не захочет идти в банк, то можно сделать это за него оплатив по квитанции. Для этого можно взять с него деньги, например, оформив их как аванс. Но это не очень удобно, если клиентов много и суммы небольшие.

Добровольно

Даже если применение кассового аппарата не обязательно, его можно применять для своих целей(без регистрации в ИФНС и постановки на ТО). Например, в целях контроля над продавцами.

При ПСН

ИП и Организации, являющиеся плательщиками налога ЕНВД, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа: товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар(статья 2 п.2.1. N 54-ФЗ О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ).

Товарный чек ЕНВД

  • наименование документа;
  • порядковый номер документа, дату его выдачи;
  • наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя);
  • идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
  • наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  • сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
  • должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

ЕНВД оказание услуг

При оказании услуг(работ) на вмененке обязателен ККМ, либо БСО , либо "другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)"(54-ФЗ Ст 2. п.2.1.) - тот же товарный чек только за услуги.

Этот "другой документ" тоже самое, что и товарный чек(см.выше) только вместо товара там указывают услугу.

На упрощенке и ОСНО

Сфера услуг

ИП и организации на УСН и ОСН могут принимать наличные с выдачей бланков строгой отчетности (БСО) физическим лицам при оказании услуг(54-ФЗ Ст 2. п.2), но только населению, юр.лицам и ИП, БСО нельзя выдавать. При розничной и оптовой торговле выдавать БСО нельзя. ИП и организации могут сами разрабатывать бланки и печатать их. Печатать БСО на обычных компьютерах нельзя. Заказывать бланки надо в типографиях. Печатать БСО можно самому при условии, что техника, используемая для БСО будет соответствовать требованиям предъявляемым к ККМ. Регистрировать в налоговой БСО не нужно. Необходимо вести журнал учета БСО.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 БСО должен содержать следующие реквизиты:

наименование документа, шестизначный номер и серия;

наименование и организационно-правовая форма - для организации; фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;

место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать отимени юридического лица без доверенности);

идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;

вид услуги;

стоимость услуги в денежном выражении;

размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;

дата осуществления расчета и составления документа;

должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);

иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

При заполнении бланка документа должно обеспечиваться одновременное оформление не менее одной копии либо бланк документа должен иметь отрывные части, исправления не допускаются. Формирование бланков документов может производиться с использованием автоматизированной системы.

Торговля

При торговле наличными на УСН и ОСНО ККМ обязателен.

ККМ не нужен

Без ККМ(кассы) могут работать организации и ИП на любой системе налогообложения(в т.ч. при приёме пластиковых карт)(согласно закону О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ статье 2 п.3), осуществляющие следующие виды деятельности:

  • сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности
  • продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
  • продажи ценных бумаг;
  • продажи лотерейных билетов;
  • продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
  • обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
  • торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
  • разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);
  • продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
  • торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
  • торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
  • приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
  • реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.
  • Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
  • Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских поселениях, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже лекарственных препаратов без применения контрольно-кассовой техники.
  • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • ремонт и окраска обуви;
  • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
  • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
  • реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
  • вспашка огородов и распиловка дров;
  • услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
  • С 1 июля 2018 года: лиц, которые торгуют молоком и питьевой водой в розлив, питьевой водой в розлив через автоматические устройства для расчетов, газетами и журналами на бумажном носителе. При этом место реализации значения не имеет;
  • С 1 июля 2018 года: государственные и муниципальные библиотеки, библиотеки академий, научно-исследовательские институты, образовательные организации при оказании ими дополнительных платных услуг населению, связанных с библиотечным делом;

Нужен ли кассовый аппарат интернет-магазину?

Интернет-магазин это (ОКВЭД 52.61 Розничная торговля по заказам). Налоговый режим УСН или ОСНО. Кассовый аппарат обязателен при приёме наличных. Можно использовать переносной аппарат. При регистрации ККМ в скобках указать "выездная торговля"

Нужен ли кассовый аппарат, если все платежи от клиентов планирую получать через платежный агрегатор (типо яндекс.кассы или робокассы) на расчетный счет??

ККТ вам не нужно покупать. ККТ применяют только при приёме наличных. В данном случае клиенты платят через платежные системы. Яндекс в 2017 году стал ОФД и вероятно будет соблюдать закон об Онлайн-ККМ. Другие системы тоже можно посмотреть. Вы же получаете деньги на расчетный счет.

Закон

Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ
(ред. от 27.06.2011)
"О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"

Статья 2. Сфера применения контрольно-кассовой техники

Статья 3. Порядок ведения Государственного реестра

Статья 4. Требования к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения

Статья 5. Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику

Статья 6. Обязанности кредитных организаций, применяющих контрольно-кассовую технику

Статья 7. Контроль за применением контрольно-кассовой техники

Статья 8. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона

Статья 9. Внесение дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона

Статья 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона

22 мая 2003 года N 54-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПРИМЕНЕНИИ

КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ

Государственной Думой

Советом Федерации

(в ред. Федеральных законов от 03.06.2009 N 121-ФЗ (ред. 17.07.2009),

от 17.07.2009 N 162-ФЗ, от 27.07.2010 N 192-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

КонсультантПлюс: примечание.

Классификатор контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, утвержден решением ГМЭК по ККМ от 21.09.94 (протокол N 13).

контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее - контрольно-кассовая техника), - контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы;

наличные денежные расчеты - произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

фискальная память - комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, в целях правильного исчисления налогов;

фискальный режим - режим функционирования контрольно-кассовой техники, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в фискальной памяти;

фискальные данные - фиксируемая на контрольной ленте и в фискальной памяти информация о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт;

По закону 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» торговля в стране поэтапно переходит на онлайн-ККТ - сегодня зарегистрировано более 2,3 млн новых касс. Чтобы разобраться, кому нужно ставить кассовый аппарат в этом году, читайте нашу статью.

Для перехода на новый порядок мало просто купить кассу и зарегистрировать ее в ФНС. В чеках теперь надо пробивать наименования товаров - а значит, вам потребуется кассовая программа , которая это умеет. Наше приложение Касса МойСклад поддерживает это и все остальные требования 54-ФЗ. Скачайте и попробуйте прямо сейчас: это бесплатно.

Все, что связано с использованием ККТ, регулирует 54-ФЗ. Этот закон отвечает и на вопросы, кто и когда должен ставить кассу, обязан ли ИП иметь кассовый аппарат, кто вообще освобожден от установки новой техники. Все о том, должны ли вы ставить ККТ и когда - в этой статье.

Разберем для начала, зависит ли применение ККТ от формы собственности бизнеса.

Нужно ли ставить кассовый аппарат для ИП в 2019 году?

Нужен ли кассовый аппарат для ИП - раньше решали сами предприниматели: они могли выбирать, чем подтверждать покупку. Можно было использовать не только кассовые чеки, но и другие документы - например, товарный чек . После принятия поправок в 54-ФЗ порядок изменился. Теперь покупка подтверждается исключительно чеком онлайн-ККТ.

Всем ли ИП обязательно иметь кассовый аппарат сегодня? Большинству. Есть только одно исключение: до 1 июля 2021 года вправе не применять кассовую технику ИП без работников на трудовых договорах , которые:

Если вы не попадаете в эту категорию и у вас еще нет кассы - значит, вы должны поставить ее к 1 июля этого года. Так, это касается:

  • ИП без наемных сотрудников, торгующих товарами не своего производства или торгующих через вендинговые автоматы.
  • ИП с наемными сотрудниками, которые выполняют работы или оказывают услуги.
  • ИП, которые выдают бланки строгой отчетности (сюда же относится продажа билетов в салоне транспорта кондуктором или водителем).

Отсрочек уже не будет. Техника должна быть нового образца - с подключением к интернету для онлайн-передачи данных в налоговую.

Нужен ли кассовый аппарат для ООО?

Применение ККТ не зависит от формы собственности организации, то есть ООО тоже должны использовать новые кассы. При этом срок перехода на новый порядок определяется налоговым режимом. Далее мы подробно разберем, кому и когда надо ставить кассу в зависимости от формы налогообложения.

Нужен ли кассовый аппарат при ЕНВД?

Раньше отдельным категориям предпринимателей на вмененке можно было не использовать ККТ, но поправки в закон обязали их установить новую технику. Теперь при ЕНВД кассовые аппараты обязательны для всех. Различается только срок установки. Подробнее об этом - ниже.

Кассовый аппарат для ИП на ЕНВД: нужен ли, когда ставить, штрафы за отсутствие

Большинство предпринимателей на ЕНВД обязаны работать с кассой еще с прошлого года. А к 1 июля 2019 должны поставить ККТ те ИП на вмененке, кто:

  • продает товары в розницу (не своего производства) или ведет деятельность в сфере общепита, если нет наемных сотрудников,
  • оказывает услуги или выполняет работы, если есть наемные сотрудники.

Последнюю отсрочку получили те ИП на вмененке без наемных работников , которые продают товары собственного производства / оказывают услуги / выполняют работы. У них есть время до 1 июля 2021 года.

Если вы не входите ни в одну из этих категорий, это значит, что онлайн-ККТ у вас уже должна быть - с прошлого года.

При установке кассы надо не забыть про оснащение рабочего места продавца. Но клиентам МоегоСклада можно об этом не думать - мы предлагаем уже готовое АРМ кассира . Это альтернатива дорогим POS-системам, которая позволит потратить на автоматизацию рабочего места продавца вполовину меньше. С удобным АРМ кассира МойСклад можно вести складской учет, регистрировать продажи, пробивать чеки. Просто запустите программу на компьютере или ноутбуке, а затем подключите к нему фискальный регистратор и сканер.

Если предприниматель проигнорирует закон, его оштрафуют - до 50% выручки, прошедшей «мимо кассы» (не меньше 10 000 рублей). За повторное нарушение, если сумма расчетов в совокупности будет 1 млн рублей и более, с 1 июля 2018 года грозит штраф от 800 000 до 1 млн рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Касса для ООО на ЕНВД: когда устанавливать, какие грозят штрафы

Организации на вмененке тоже должны поставить ККТ. Те, кто занят в рознице, общепите или продаже подакцизных товаров - обязаны работать с кассой еще с прошлого года, все остальные без исключений (в частности, ООО с работами и услугами) - должны успеть до 1 июля 2019.

За несоблюдение закона организациям грозит штраф до 100% выручки, полученной без применения ККТ, но не менее 30 000 рублей. С июля этого года, если компанию поймают повторно, а сумма расчетов составит более 1 млн рублей, налоговики смогут взыскать от 800 000 до 1 млн рублей.

Нужен ли кассовый аппарат при патенте в 2019 году?

Раньше организациям и ИП, применяющим патентную систему налогообложения, разрешалось выдавать покупателям документы, заменяющие кассовые чеки. Но теперь все они обязаны использовать онлайн-ККТ. К 1 июля 2019 кассу обязаны поставить ИП на патенте, которые:

  • реализуют товары не своего производства или заняты в общепите, если нет наемных сотрудников,
  • оказывают услуги / выполняют работы, если есть наемные сотрудники.

Отсрочку до 1 июля 2021 получили только те ИП на патентной системе налогообложения, у которых нет наемных сотрудников и которые продают товары своего производства, или оказывают услуги, или выполняют работы. Все остальные ИП на патенте, а также организации, должны были поставить кассу еще в прошлом году.

Нужен ли кассовый аппарат при УСН?

Однозначно - да. Если вы выбираете упрощенную систему налогообложения, то должны использовать ККТ. Если юрлицо (ИП или ООО) на УСН оказывает услуги (кроме общепита) физическим лицам населению и при этом выдает бланки строгой отчетности , кассовый аппарат нужно успеть поставить к 1 июля 2019 года. А у всех остальных касса уже должна быть.

Затягивать с покупкой не стоит - в прошлом году на новый порядок перешли больше 1 млн предпринимателей! В этом году возможен дефицит фискальных накопителей - а значит, цены взлетят, причем на фоне ажиотажа и задержек в поставках: как показал прошлый опыт, большинство бизнесменов тянут буквально до последних недель. Чтобы сэкономить время, деньги и нервы, подумайте о заранее - сейчас действуют выгодные акции, а вся техника в наличии.

Нужна ли онлайн-касса самозанятым?

С 1 января 2019 предприниматели из Москвы, Подмосковья, Калужской области и Татарстана могут перейти на экспериментальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» или, иначе говоря, зарегистрироваться в качестве самозанятого.

К самозанятым относятся те, кто не является индивидуальным предпринимателем и оказывает услуги без привлечения наемных сотрудников, например, няни и репетиторы. Но те, у кого годовой доход больше 2,4 млн рублей в год, или есть наемные работники, или они продают подакцизные и маркированные товары, перейти на этот режим не могут.

Что получает самозанятый:

  • не надо сдавать налоговую отчетность - достаточно зарегистрироваться в приложении «Мой налог»,
  • налог с дохода составляет 4 % - при работе с физлицами и 6 % - с юрлицами и ИП,
  • не нужно платить страховые взносы и НДС.

Расчеты самозанятый может проводить как наличными, так и в безналичной форме. Продажа или оказание услуги фиксируется чеком, который создается в приложении «Мой налог». Таким образом, онлайн-касса самозанятым не нужна. Но без нее нельзя будет принимать платежи по картам.

Нужен ли кассовый аппарат для интернет-магазина?

Онлайн-торговля как вид деятельности не попадает в список освобожденных от использования ККТ. А это значит, что кассовый аппарат для интернет-магазина нужен.

Рекомендуем заранее просчитать все затраты. Возможно, одной кассы будет недостаточно. Если платеж был проведен в онлайне, нужна ККТ, зарегистрированная по url интернет-магазина. Когда оплату принимает курьер, ему требуется специальная мобильная касса . Если же у интернет-магазина есть пункт самовывоза, где можно оплатить покупку, там должна быть еще одна ККМ. Ее надо регистрировать по физическому адресу этой точки.

Контрольно-кассовая машина (ККМ) применяется для регистрации факта совершения покупки и печати подтверждающего успешное прохождение операции чека. ККМ упрощают процесс надзора государственными органами за движением денежных средств в предприятиях, за оприходованием ими поступающей наличности. Данный материал поможет понять, нужен ли кассовый аппарат для ЕНВД и какие существуют особенности его использования.

Кассовые аппараты различают в первую очередь по наличию или отсутствию фискального накопителя (микросхемы для хранения данных обо всех зафиксированных операциях). Правила установки на предприятии ККМ регламентируется законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ.

ВНИМАНИЕ! Начиная с отчетности за IV квартал 2018 года, будет применяться новая форма налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход, утвержденная Приказом ФНС России от 26.06.2018 N ММВ-7-3/414@. Сформировать декларацию ЕНВД без ошибок можно через , в котором есть бесплатный пробный период.

Необходимость приобретения ККМ для компаний на ЕНВД отпала в 2009 году, так как был принят закон, позволяющий им осуществлять деятельность без кассы. Мотивировано это было тем, что налогообложение фирм на ЕНВД никак не зависит от величины денежных поступлений или, наоборот, затрат. ЕНВД – специальный режим, при котором размер налога определяется на основании фиксированных значений, вычисленных исходя из физических показателей деятельности.

Однако с момента подписания Президентом ФЗ № 290-ФЗ об изменениях в порядке использования кассовых машин приобрести ККМ должны будут все предприятия вне зависимости от того, какому режиму налогообложения они подчиняются.

Подтверждение приема денежных средств предприятиями на ЕНВД

Предприятия на ЕНВД можно разделить на группы:

  1. Те, что занимаются оказанием услуг (при этом выдают БСО (было актуально до 15.07.2016));
  2. Те, что занимаются остальными видами деятельности (при этом выдают любой первичный подтверждающий прием денег документ).

Про Бланки Строгой Отчетности

Про остальные подтверждающие документы

Если предприятие выдает другой, отличный от БСО, документ, его нужно отдать клиенту, если он об этом просит:

  • Кассовый чек. Если компания приняла решение выдавать покупателям кассовые чеки, для этой цели ей может быть приобретена чекопечатающая машина (ЧПМ) или самый простой кассовый аппарат (можно даже бывший в употреблении), который нет нужды регистрировать в налоговой.
  • Товарный чек. Должен иметь обозначение “товарный чек”, включать сведения о наименовании компании, ОГРН, ИНН, КПП, дне совершения операции, купленных товарах, их количестве и стоимости, продавце.
  • Приходно-кассовый ордер (ПКО). Содержит все данные, обязательные для товарного чека.

Нужен ли кассовый аппарат для ЕНВД (ИП на ЕНВД)

До 15 июля 2016 года обязанностью ИП (занимающегося оказанием услуг населению) на “вмененке” было выдавать БСО каждому клиенту, оплатившему услугу. Сейчас любой подтверждающий прием денег документ будет достаточным. На сегодняшний день ИП должен выдать БСО только в случае расчета наличными средствами с физическим лицом. Если в деятельности предпринимателя имеют место только расчеты с физлицами, установка кассы не обязательна (до 2018 года, пока не придется обзавестись онлайн-ККТ).

Если же ИП на “вмененке” регулярно принимает наличные и/или банковские карты к оплате от ООО, ОАО, других предпринимателей, покупка и подключение кассового аппарата становится для него обязательным требованием. Исключения составляют (подробнее в ст. 2 закона 54-ФЗ ):

  • реализация газетной и журнальной продукции (учет заработков от продажи сопутствующих товаров ведется отдельно, а доля товарооборота, на которую приходится реализация газет и журналов, равна минимум половине);
  • передача акций;
  • выдача проездных билетов в общественном транспорте;
  • доставка продуктов питания учащимся и сотрудникам учебных организаций во время занятий;
  • продажи на специализированных для торговли местах (кроме палаток и похожих на них точек продаж);
  • разносная продажа не/продовольственных товаров;
  • киосочные продажи мороженого и разливных неалкогольных напитков;
  • продажи из автоцистерны;
  • выкуп стеклотары, утильсырья;
  • починка обуви;
  • изготовление ключей;
  • забота о детях и людях с ограниченными возможностями;
  • продажа изделий народных худ. промыслов;
  • деятельность по колке дров и вспашке земельных участков;
  • работа носильщиков;
  • сдача ИП в аренду жилья, которым он владеет на правах собственника.

Кроме вышеперечисленного, кассой может не пользоваться ИП, зарегистрировавший свое предприятие в отдаленном от крупных населенных пунктов месте и в труднодоступной местности (список таких мест утвержден законом).

Хотя применение до лета 2018 года ККМ предприятиями на ЕНВД было необязательным, многие учредители все же покупали кассы, хотя бы ради того, чтобы было проще контролировать потоки денег и пресекать недобросовестность сотрудников.

Нужен ли кассовый аппарат для ООО на ЕНВД

Начиная с 1 июля 2018 года каждое юридическое лицо на режиме ЕНВД должно купить и зарегистрировать онлайн-кассу и осуществлять денежные операции только через нее, чтобы избежать штрафных санкций в отношении своего предприятия.

Когда юридическое лицо реализует подакцизную продукцию, денежные расчеты проводятся только через кассовый аппарат. К подакцизным товарам относятся:

  • алкоголь;
  • табак;
  • парфюмерия, косметика.

Вывод: ООО на ЕНВД разрешено не применять кассовую технику, тем более что расчет налога к уплате проходит на основании физических показателей, а не денежных оборотов. Однако есть список сфер деятельности, для осуществления которых все же потребуется касса.

Можно ли использовать чекопечатающие машины

Чекопечатающая машина (ЧПМ) – та же кассовая машина, но без ЭКЛЗ, не требующая прохождения регистрации в ИФНС. Используются такие аппараты, когда предпринимателю или организации по закону можно не использовать для расчетов с клиентами кассу, однако учредитель предпочитает контролировать сотрудников и величину денежных поступлений. Проще говоря, закон наличие машины не требует, но владелец бизнеса нуждается в чеках по всем платежам. В таких случаях можно было приобрести и ККТ, просто не регистрировать ее в органах ИФНС, однако ЧПМ обойдется намного дешевле, плюс с ней не будет необходимости в ежегодной замене ЭКЛЗ. Обслуживание чекопечатающей машины будет стоить примерно сто рублей в месяц. А все данные, хранящиеся в ЧПМ являются собственностью организации.

ЧПМ для ИП

При проверке налоговой инспекцией индивидуального предпринимателя чекопечатающей машине не будет уделено внимание, так как ее наличие – прерогатива ИП. Чеки, напечатанные ЧПМ, не содержат всей информации, необходимой для указания, к примеру, в товарном чеке. Здесь не будут указаны купленные товары или услуги, их количество. Дневная выручка должна быть зафиксирована в журнале кассира-операциониста. Порядок использования ЧПМ должен был оформлен ИП в приказном порядке. Также за ИП сохранится обязанность ведения кассовой книги.

ЧПМ для ООО

Юридическое лицо, в отличие от предпринимателей, не может не иметь кассовую технику, так как оно обязано вести бухгалтерию, а ИП – не обязан. Организации будут вынуждены платить большие штрафы налоговой в случае обнаружения ими, что бухгалтерский учет не ведется.

Когда ООО не приобретает ККТ, налоговая обязует его предоставлять клиенту документы с отображенными в них данными, перечень которых регламентирован. Здесь как раз и может пригодиться ЧПМ, так как в выдаваемых ею чеках прописаны реквизиты компании.

Если организация использует чекопечатающую машину, она по-прежнему ведет бухучет, заполняет кассовую книгу, расплачивается с контрагентами и подает в ИФНС балансы и данные о денежных поступлениях и расходах. Из-за того, что возможности ЧПМ весьма ограничены, выдача чека остается необязательной. Чек выдается только по требованию покупателя, а потому смысла в приобретении чекопечатающей машины мало.

Когда необходимо перейти на использование онлайн-касс

Вся суть перехода на онлайн-кассу заключается в том, что ИФНС решено было осуществлять жесткий контроль над всеми денежными операциями ИП и организаций при помощи так называемой онлайн-ККМ. Основное новшество таких касс состоит в том, что они “умеют” отправлять сведения в налоговые органы о движении денег по Интернету. Посредником между ККМ и ИФНС является оператор фискальных данных (ОФД), с которым необходимо предварительно заключить договор об оказании таких услуг. Кроме того, функция подключения к сети позволила выдавать чеки о совершении оплаты покупки в электронной форме, они приходили клиенту на мобильный, планшет и ПК, по желанию. До 1.01.2018 года выдача бумажных чеков все еще останется возможной, но по наступлении этой даты произойдет окончательный полный переход с бумажных чеков на электронные.

С момента вступления вышеуказанного закона в силу (а именно с 15 июля 2016 года) покупка и установка онлайн-кассы проводились добровольно, старые кассы еще можно было оставить, однако уже нельзя было ставить на учет. С 1 июля 2017 года такие старые версии ККМ, прошедшие регистрацию несколько лет назад, использовать стало невозможно, и компаниям, которым нельзя осуществлять деятельность без касс, пришлось приобрести онлайн-ККМ.

Теперь перейдем непосредственно к предпринимателям и юридическим лицам, выбравшим в качестве системы налогообложения ЕНВД. Если компания на “вмененке” оказывает услуги и подтверждает их оплату выдачей бланков строгой отчетности (БСО), она должна будет переключиться на онлайн-кассу с 1.07.2018г. и сразу начать отправлять покупателям электронные чеки. До этого момента можно работать по старой схеме:

  • фирмам, зарабатывающим на оказании услуг (выдавать БСО по-прежнему нужно);
  • компаниям, занимающимся торговлей в розницу;
  • другим ИП и юрлицам, законно работавшим ранее без касс.

Если компания на ЕНВД занимается реализацией алкоголя, ей уже нужно было подключить онлайн-ККТ. На данный момент размер штрафа за несвоевременное подключение онлайн-ККМ или отсутствие таковой – от 30 до 40 тысяч рублей для организации и от 3 до 4 тысяч рублей для учредителя. В будущем планируется поднять величину штрафа:

  • до 75-100% суммы денег, прошедшей “мимо кассы” (минимум 30 тыс.руб) для компании;
  • до 25-50% этой же суммы для учредителя (минимум 10 тыс.руб).

Анализ кассовых аппаратов

Для начала разделим все существующие ККМ на:

  • автономные ;
  • пассивные .

Пассивная ККМ отличается только тем, что имеет порт для подключения ПК, однако здесь также не предусмотрено внесение условий акции или дисконтной программы. Следующие этапы развития ККМ:

  • активная (POS-терминал) ;
  • современная касса.

Активная ККМ разработана с учетом нужды предприятия в ведении сложных операций, различаются друг от друга способом установки фискальной платы (ЭКЛЗ):

  • в системном блоке (неизменяемая конфигурация, зависимость от продавца ККМ);
  • фискальный регистратор (возможность замены частей и ПО).

Со вступления в силу закона 54-ФЗ, стали различать ККМ и ПТК:

  • ККМ (контрольно-кассовая машина) способна функционировать без ПК;
  • ПТК (программно-технический комплекс) функционирует только с ПО. (На сегодняшний день все кассы нуждаются в ПО)

Основные характеристики онлайн-ККМ:

Характеристика Описание Наиболее подходящая модель
уровень нагрузки – высокий (от 500 чеков/день) РИТЕЙЛ-01Ф,

ШТРИХ-М-01Ф,

ШТРИХ-ФР-01Ф

– средний (от 100 до 500 чеков/день) ШТРИХ-ЛАЙТ-01Ф, РР-03Ф
– низкий (до 100 чеков/день, достаточно купить недорогой аппарат без автоматического обрезчика) ШТРИХ-ON-LINE,
ширина чековой ленты (выбирается исходя из объема информации, необходимой для указания на чеке) – 57мм Существуют модели, которые можно настраивать на оба варианта ширины ленты, это делается при замене фискального накопителя:

РИТЕЙЛ-01Ф,

– 80 мм
стоимость владения наиболее выгодными оказываются ККМ с немоноблочной системой элементов, потому что по мере поломки деталей можно заменить вышедшую из строя часть, не затрагивая другие РР-01Ф,

РИТЕЙЛ-01Ф

Разрешенные к применению онлайн-кассы

Онлайн-кассы представлены следующим списком:

Модель ККМ Изготовитель
ШТРИХ-ON-LINE АО «ШТРИХ-М»
ШТРИХ-ЛАЙТ-01Ф
ШТРИХ-МИНИ-01Ф
ШТРИХ-ФР-01Ф
ШТРИХ-М-01Ф
ШТРИХ-М-02Ф
ШТРИХ-ЛАЙТ-02Ф
ШТРИХ-МИНИ-02Ф
ШТРИХ-МПЕЙ-Ф
АТОЛ 42ФС ООО «АТОЛ»
АТОЛ 90Ф
АТОЛ 55Ф
АТОЛ 52Ф
АТОЛ 25Ф
АТОЛ 77Ф
АТОЛ 30Ф
АТОЛ 11Ф
АТОЛ FPrint-22ПТК
ПРИМ 07-Ф ОАО “Специальное конструкторское бюро вычислительной техники “ИСКРА”
ПРИМ 21-ФА
ПРИМ 08-Ф
ПРИМ 88-Ф
МК 35-Ф
ПТК«MSTAR-TK» ООО «НТЦ Альфа-Проект»
ПТК«MSPOS-K»
ПТК«АЛЬФА-ТК»
ПТК«IRAS 900 K»
ЧекВей77-Ф ООО «Сервис Плюс»
СП802-Ф
СП101-Ф
СП402-Ф
Меркурий-119Ф ООО «АСТОР ТРЕЙД»
Меркурий-185Ф
Меркурий-115Ф
РР-03Ф ООО «РР-Электро»
РР-04Ф
РР-01Ф
РР-02Ф
ВИКИ МИНИ Ф ООО «Дримкас»
ВИКИ ПРИНТ 80 ПЛЮС Ф
Viki Tower F
ВИКИ ПРИНТ 57 Ф
ВИКИ ПРИНТ 57 ПЛЮС Ф
ЭВОТОР СТ2Ф ООО «ЭВОТОР»
ПИРИТ 2Ф ООО «Кристалл Сервис Интеграция»
ПИРИТ 1Ф
ПИРИТ 2СФ
ЯРУС М2100Ф ООО «Ярус Лтд»
ЯРУС ТФ
PAYONLINE-01-ФА ООО «Пэй Киоск»
PAY VKP-80K-ФА
POSprint FP510-Ф ООО «Фирма ПИЛОТ»
POSprint FP410-Ф
ЭКР 2102К-Ф ЗАО «СЧЕТМАШ»
МИНИКА 1102МК-Ф
ЭЛВЕС-МФ ООО «НТЦ«Измеритель»
РИТЕЙЛ-01Ф ООО «Тринити»
Пионер-114Ф ООО «Пионер инжиниринг»
АМС-100Ф ООО «АРКУС-СТ»
СПАРК-115-Ф ЗАО «Компьютерно-кассовые системы»
РП Система 1ФА ООО «РП Система»
ОРИОН-100Ф ООО «ОРИОН ЮТА ТРЕЙД»
КАЗНАЧЕЙ ФА ООО «КАЗНАЧЕЙ»

Нормативные акты по теме

Нормативные акты представлены следующим списком документов:

п. п. 7, 8, 9 Закона № 290-ФЗ О переходе на онлайн-кассы компаний на ЕНВД
Федеральный закон N 290-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт
Закон от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ О применении на предприятии контрольно-кассовой техники
п. 6 ст. 16 Закона N 171-ФЗ,

письмо Минфина от 10.04.2015 № 03-01-15/20479

О применении ККМ предприятиями на ЕНВД, занимающимися продажей алкогольной продукции (кроме пива, медовухи, сидра, пуаре)
ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ О штрафах за неприменение онлайн-ККТ
п. 8 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ Об обязательном применении ККМ при реализации подакцизных товаров
Поручение президента от 13 декабря 2001 г. № Пр-2184 О внедрении аппаратов с криптографическими методами защиты фискальной памяти
Постановление Правительства от 23.07.2007г. № 470 О порядке проведения регистрации ККМ
ст. 2 п. 2.1 Закона № 54-ФЗ,

ст. 16, 26 закона №171-ФЗ

О возможности не применять ККТ при розничных продажах организацией на ЕНВД

Типичные ошибки

Ошибка №1: Покупка онлайн-кассы без проверки ее наличия в списке разрешенных к использованию.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При осуществлении деятельности, связанной с розничной торговлей, в рамках системы налогообложения в виде уплаты ЕНВД налогоплательщик (организация либо ИП) может не применять ККТ до 1 июля 2018 года при условии выдачи покупателю по его требованию соответствующего документа.

Обоснование вывода:
При осуществлении наличных денежных расчетов за реализованные товары (работы, услуги) необходимо выполнять требования от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ).
В соответствии со Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника (далее - ККТ) применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом N 54-ФЗ.
В Закона N 54-ФЗ перечислены определенные обстоятельства, при которых организации и индивидуальные предприниматели могут производить расчеты без применения ККТ. Так, согласно Закона N 54-ФЗ организации и ИП с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить расчеты без применения касс при осуществлении следующих видов деятельности и при оказании следующих услуг:
- продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках (при определенных условиях);
- продажа ценных бумаг;
- продажа водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте;
- обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;
- торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах (при определенных условиях);
- разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за некоторыми исключениями);
- торговля в киосках мороженым, безалкогольными напитками в розлив;
- торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами;
- прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
- ремонт и окраска обуви;
- изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
- присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
- реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
- вспашка огородов и распиловка дров;
- услуги носильщиков на вокзалах, в аэропортах и портах;
- сдача ИП в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих ему на праве собственности.
Обращаем внимание, что выше приведены нормы, действующие после вступления в силу от 03.07.2016 N 290-ФЗ (далее - Закон N 290-ФЗ), которым были внесены существенные изменения в N 54-ФЗ. Изменения вступили в силу с 15.07.2016, за исключением положений, для которых Закона N 290-ФЗ предусмотрен специальный порядок введения в действие.
Так, на основании Закона N 290-ФЗ до 1 июля 2018 года индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими ПСН, а также организации и ИП, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных НК РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу)) в порядке, установленном от 22.05.2003 N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до 15 июля 2016 года).
Кроме того, в силу Закона N 290-ФЗ в случае, если организации или индивидуальные предприниматели в соответствии с N 54-ФЗ (в старой редакции) вправе не применять ККТ, такое право сохраняется за ними до 1 июля 2018 года.
Таким образом, организации и ИП, применяющие ЕНВД, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных НК РФ, до 1 июля 2018 года должны руководствоваться положениями N 54-ФЗ в старой редакции (действовавшей до 15 июля 2016 года). То есть при рассмотрении нашего вопроса следует использовать нормы N 54-ФЗ именно в старой редакции, то есть в редакции, действовавшей до 14 июля 2016 года.
В соответствии с Закона N 54-ФЗ (здесь и далее - в редакции, действовавшей до 14 июля 2016 года) организации, являющиеся плательщиками ЕНВД и не подпадающие под действие и Закона N 54-ФЗ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)). Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:
- наименование документа;
- порядковый номер документа, дату его выдачи;
- наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя);
- идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
- наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
- сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
- должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
Обращаем внимание, что обязанность выдать документ, заменяющий чек ККТ, у плательщика ЕНВД возникает только в том случае, если покупатель требует такой документ. Если покупатель на выдаче ему данного документа не настаивает, то продавец имеет полное право его не выдавать.
Таким образом, при осуществлении деятельности, связанной с розничной торговлей, в рамках системы налогообложения в виде уплаты ЕНВД (при соблюдении всех условий, необходимых для ее применения, установленных НК РФ) до 1 июля 2018 года организация либо ИП может не применять ККТ при условии выдачи покупателю по его требованию вышеуказанного документа.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении