Знай свое дело

Логистические цепи поставок. Логистика и управление цепями поставок Логистика и управление цепями поставок

Тема 2.Моделирование цепи поставок

Системы управления цепями поставок (англ. Supply Chain Management, SCM) предназначены для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контроля всего товародвижения на предприятии. Система SCM позволяет значительно лучше удовлетворить спрос на продукцию компании и значительно снизить затраты на логистику и закупки. SCM охватывает весь цикл закупки сырья, производства и распространения товара. Исследователи, как правило, выделяют шесть основных областей, на которых сосредоточено управление цепями поставок: производство, поставки, месторасположение, запасы, транспортировка и информация.

В составе SCM-системы можно условно выделить две подсистемы:

SCP - (англ. Supply Chain Planning) - планирование цепочек поставок. Основу SCP составляют системы для расширенного планирования и формирования календарных графиков. В SCP также входят системы для совместной разработки прогнозов. Помимо решения задач оперативного управления, SCP-системы позволяют осуществлять стратегическое планирование структуры цепочки поставок: разрабатывать планы сети поставок, моделировать различные ситуации, оценивать уровень выполнения операций, сравнивать плановые и текущие показатели.

SCE - (англ. Supply Chain Execution) - исполнение цепей поставок в режиме реального времени.

Управление цепями поставок (SCM)

Управление цепями поставок (Supply Chain Management - SCM) представляет собой процесс планирования, исполнения и контроля с точки зрения снижения затрат потока сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки зарождения заявки до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения), т.е. до полного удовлетворения требований клиентов. Сущностью понятия "управления цепочками поставок" является рассмотрение логистических операций на протяжении всего жизненного цикла изделий, т.е. процесс разработки, производства, продажи готовых изделий и их послепродажное обслуживание.

Управление цепями поставок представляет собой стратегию бизнеса, обеспечивающую эффективное управление материальными, финансовыми и информационными потоками для обеспечения их синхронизации в распределенных организационных структурах.

Сетевая структура цепи поставок . С точки зрения организации, цепь поставок для продукта состоит из нескольких уровней поставщиков, предоставляющих материальные ресурсы, необходимые для выполнения основных операций, начиная от первоначальных источников, а также из нескольких уровней потребителей, перемещающих материалы до конечных пользователей.


На практике, конечно, существует множество вариантов этой базовой модели. В некоторых цепях поставок уровней потребителей и поставщиков немного, в других - очень много; в некоторых цепях очень простые материальные потоки, в других - сети сложные и разветвленные. Разумеется, разные типы продуктов требуют разных структур цепей поставок, и, скажем, песок для строительства требует совершенно не той цепи, что проигрыватели DVD. Здесь важными факторами становятся стоимость продукта, его габаритные и весовые характеристики, сохраняемость его свойств, доступность, рентабельность и т.д. Вернемся к предыдущему примеру. У песка низкая стоимость, он объемен и легко доступен. Поэтому лучше всего иметь короткую цепь поставок, чтобы поставщики размещались как можно ближе к конечному потребителю. Плееры DVD - это компактный товар с высокой стоимостью, изготавливаемый на специализированных предприятиях, и поэтому у них цепь поставок более длинная.

Разные стратегии также приводят к разным типам цепей поставок, и поэтому компания, предпочитающая быструю доставку, создает цепь, отличающуюся от цепи компании, делающую ставку на низкие затраты. К другим факторам, влияющим на структуру цепей поставок, относятся типы потребительского спроса, эко­номическая ситуация в стране, возможность получения логистических услуг, культура, темпы инноваций, уровень конкуренции, рыночные и финансовые особенности.

Организациям следует учитывать все подобные факторы и с их учетом проектировать соответствующую структуру своих цепей поставок. Другими словами, они должны решить, с какими типами посредников (кто будет поставщиками и потребителями в цепи) они будут иметь дело, каким должно быть число этих посредников, где должны располагаться склады, какая работа будет выполняться в логистических центрах, какие потребители будут обслуживаться из каждого центра, виды транспорта, скорость доставки и т.д. Вполне вероятно, что на этом этапе ключевым становится выбор протяженности и ширины цепи поставок.

Длина цепи поставок определяется числом уровней или посредников, через которые материалы проходят от начала их производства/добычи до места назначения. Мы можем подходить к цепи поставок, задавая ее в терминах поставщиков, оптовиков и ритейлеров. На практике некоторые цепи короче, так как производители, например, продают свою продукцию непосредственно конечным потребителям. С другой стороны, цепи поставок часто намного более длинные, чем на схеме, поскольку насчитывают множество посредников; возможно также несколько этапов производства, каждый из которых соединяется с другими через собственных посредников. Аналогично, экспортеры могут пользоваться несколькими логистическими центрами, транспортными компаниями, агентами, грузовыми экспедиторами, брокерами для перемещения продукции между различными частями общего пути их прохождения. Ширина цепи поставок - это число параллельных маршрутов, по которым может перемещаться продукция. Мы можем представить себе это в виде числа маршрутов, доходящих до конечных потребителей. Скажем, у компании Cadbury’s широкая цепь поставок, что означает, что вы можете купить их шоколад во многих точках розничной торговли; у Thornton цепь более узкая, так как большая часть ее шоколада продается через собственные магазины этой компании; Pigalle et Fils имеет очень узкую цепь - они продают свой шоколад только в двух магазинах, расположенных в Бельгии. Лучший выбор длины и ширины цепи зависит от многих факторов, из которых наиболее важны три: степень контроля над логистикой, которая удовлетворит организацию, качество услуг и затраты. Так, производитель, доставляющий свою продукцию непосредственно потребителям, имеет короткую и узкую цепь поставок. Это обеспечивает его контроль над логистикой, однако при таком варианте часто трудно добиться и высокого качества обслуживания потребителей и низких затрат. Удлинение и расширение цепи приводит к повышению качества обслуживания, но сопровождается ростом затрат и снижением контроля со стороны производителя. Выбор длинной и узкой цепи поставок может привести к появлению посредников и к сокращению затрат, но производитель теряет часть контроля, а обслуживание потребителей при этом не улучшается. Одновременное удлинение и расширение цепей поставок позволяет обеспечить более качественное обслуживание, но в этом случае производитель теряет контроль в еще большей степени.

При разработке цепей поставок менеджерам могут помочь несколько видов анализа . Совершенно очевидно, что один из первых - оценка общих затрат на доставку продукции до конечного пользователя и время, необходимое для выполнения заказа. Эти виды анализа могут учитывать и такие менее очевидные факторы, как эффективность цепи поставок или степень удовлетворения потребителей. К сожалению, единого «лучшего» решения не существует, и в конечном счете приходится выбирать компромиссный вариант, в наибольшей степени соответствующий заданным целям логистической стратегии. Впрочем, в настоящее время наблюдается явно выраженная тенденция - стремление к более коротким цепям поставок. Сейчас организации всех типов чаще понимают, что они могут сократить затраты и повысить качество обслуживания потребителей, если будут более быстро перемещать материалы по цепям поставок, что, очевидно, можно сделать в более коротких цепях. Это обычно означает удаление ряда промежуточных посредников и выполнение логистических функций в меньшем числе элементов общей инфраструктуры. Поэтому производители все чаще совершают сделки непосредственно со своими конечными потребителями, в результате чего большая часть традиционных уровней посредников исчезает. В Европейском союзе свободное перемещение продукции означает, что компании могут заменять национальные склады едиными европейскими логистическими центрами. Аналогичный пример можно привести и в США, где эффективно действующий транспорт позволяет компаниям выполнять все виды работ из одного крупного центра.

Отсрочки и ситуационные действия .

Отсрочка . Отличным примером отсрочки является услуга смешивания красок в одном магазине розничной торговли. Вместо того чтобы заниматься прогнозами, какие цвета потребители захотят купить, розничный торговец ждет, когда наступает время конкретной покупки и смешивает исходные компоненты в нужные покупателю цвета. Другие примеры - окраска панелей на встроенном кухонном оборудовании в цвет, требующийся конкретному покупателю, что позволяет одной и той же единице кухонного оборудования в конечном счете получить любой из возможных многочисленных цветов; централизация медленно продающихся продуктов на одном складе и окончательная сборка и доведение продукции до товарного состояния только после получения на нее заказа.

Ситуационные действия - подход, противоположенный отсрочке. Это означает, что некая структура канала, вместо того чтобы передать риск дальше, принимает его на себя. Ситуационные действия могут снизить маркетинговые издержки, благодаря:

I) экономии на крупномасштабном производстве;

2) получению крупных заказов, что снижает затраты на выполнение заказа и его транспортировку;

3) сокращению случаев возникновения дефицита продукции и связанных с этим затрат;

4) снижению уровня неопределенности. Чтобы сократить потребность в запасах, необходимых для обеспечения действий ситуационного характера, во многих компаниях менеджеры прибегают к стратегии конкуренции на основе сокращения времени выполнения заказов (time-based competition). Используя этот вариант соперничества, менеджеры могут существенно снизить время, необходимое компании для производства продукции, одновременно сократив объем запасов и повысив их оборачиваемость, снизив затраты на владение (cost of ownership) и повысив степень удовлетворения потребителей.

С чем это связано? Кто такой логист и какие функции он осуществляет? Об этом и будет рассказано далее.

Кто такой логист?

Доставить нужную продукцию из одного пункта в другой согласно назначенным срокам - очень важная задача. Еще более важно сохранить товар целым и невредимым. Именно такой специалист, как логист, осуществляет управление цепями поставок и контролирует эффективную транспортировку и доставку нужной продукции. Сразу стоит отметить, что любая профессия в сфере логистики считается очень сложной и трудной. Так, чтобы стать качественным специалистом в сфере управления поставками, необходимо обладать очень развитым мышлением, знать иностранные языки, иметь отличные организаторские способности. Проследить за большим количеством разного рода товаров не так уж и просто, а делать это качественно - тем более.

Где должен учиться человек, чтобы получить возможность работать логистом и осуществлять управление цепями поставок? Какие есть у рассматриваемых специалистов обязанности? Об этом будет рассказано далее.

Необходимое для работы образование

В сфере логистики можно работать, имея как высшее, так и среднее образование. Однако количество обязанностей, прав, а также оплата труда в этом случае будут значительно отличаться.

Лицо, имеющее среднее профессиональное образование, способно работать лишь помощником логиста или менеджером. Осуществлять полноценное управление людям, не окончившим вуз, если и удастся, то с большим трудом. Стоит также отметить, что далеко не везде есть рабочие места для лиц, не имеющих высшего образования. Из-за узкой направленности, а также из-за ряда других факторов устроиться на рассматриваемую работу лицу, имеющему лишь среднее образование, будет не так уж и просто.

Совсем по-другому дела обстоят с лицами, все-таки имеющими высшее образование. Так, люди, окончившие экономические вузы по соответствующей специальности, имеют полное право устроиться на любое свободное рабочее место. Пожалуй, стоит выделить основные учебные заведения, где можно получить необходимое образование. Это (в Москве на Лубянке), МИИТ, МАДИ и знаменитый СПбГУ. В любом из этих вузов есть специальность, именующаяся как "Логистика и управление цепями поставок".

Что должен знать логист?

Как уже было сказано выше, специалист в сфере логистики должен обладать очень обширным багажом знаний. Какие именно дисциплины обязан качественно знать рассматриваемый работник? Вот лишь некоторые из них:

  • Основы экономических и математических методов.
  • Основы распределения, производства, складирования и др.
  • проектами.
  • Контроль над транспортировкой, разгрузочными и погрузочными работами.
  • Основы информационных систем и технологий.
  • Основы экономики.
  • Основы планирования поставок.
  • Управление рисками в сфере логистики.
  • Контроль над системами логистики и многое другое.

Специалист, на плечи которого ложится управление цепями поставок, должен знать действительно очень многие вещи. Более того, работник в сфере логистики обязан еще и постоянно самосовершенствоваться и дополнять свои знания. Связано это с тем, что технологии постоянно модернизируются, а потому работать на протяжении нескольких десятков лет с одними лишь университетскими знаниями логисту вряд ли удастся.

Необходимые для работы навыки

Безусловно, одних лишь знаний для осуществления своих рабочих функций логисту будет недостаточно. Специалист, в задачи которого входит логистическое управление цепями поставок, должен обладать также определенными навыками, умениями и чертами характера.

Что именно здесь можно выделить?

  • Знание нескольких иностранных языков. Довольно очевидно, что в работе, связанной с транспортировками, никак нельзя обойтись без переговоров с иностранными гражданами; тем более если компания иностранная.
  • Коммуникативные навыки. Знать несколько языков совершенно недостаточно, необходимо еще и уметь грамотно излагать свои мысли и требования. Относится это и к родному языку. Качественный специалист просто обязан обладать грамотной, ясной и четкой речью.
  • Работа с программным оборудованием. В век компьютерных технологий попросту нельзя обойтись без умений грамотно обращаться с программами. Особенно это касается работников, функции которых - управление логистикой, цепями поставок, транспортировка и т. д.

Стоит также отметить, что качественный специалист обязан также обладать такими чертами характера, как стрессоустойчивость, высокая работоспособность, организаторские функции и т. д.

Обязанности логиста

Как уже было сказано, сфера логистики невероятно обширна. Здесь трудится большое количество работников, осуществляющих самые разные функции. Однако возможность выделить наиболее обобщенные обязанности все-таки имеется.

Так, стоит отметить, что в рассматриваемой профессиональной среде за работниками закреплены следующие обязанности:

  • Работа с разного рода лицами. Сюда относятся клиенты, поставщики, операторы и т. д.
  • Работы с документацией.
  • Планирование заказов и поставок.
  • Переговоры с таможнями.
  • Управление запасами в цепях поставок.
  • Построение маршрутов и многое другое.

Функций у логиста действительно много. Однако зависит все, в основном, от имеющегося разряда и уровня квалификации.

Где можно работать?

Почти никаких проблем не должно возникнуть у выпускника образовательного заведения по специальности "Логистика и управление цепями поставок". Вузы зачастую сами предлагают студенту варианты вакантных мест. А в связи с тем, что рассматриваемая профессия сегодня является невероятно актуальной и востребованной, перед человеком, имеющим должное образование, откроется попросту множество самых разных возможностей трудоустройства.

И все же, где именно может работать рассматриваемый специалист? Можно выделить:

  • транспортные компании (РЖД, различные авиалинии и т. д.);
  • грузопереработку;
  • таможенные службы;
  • промышленные предприятия и многие другие места.

Управление поставками и логистика нужны практически на каждом производственном предприятии. И это громадное преимущество данной сферы: у человека, желающего связать свою жизнь с рассматриваемой трудовой деятельностью, совершенно точно не возникнет проблем с трудоустройством.

О карьере логиста

Что можно сказать о карьере рассматриваемого специалиста? Как и в любой другой трудовой сфере, повышение квалификации можно заработать лишь путем накопления должного опыта и совершенствования рабочих навыков.

Однако в сфере системы управления цепями поставок есть одна немаловажная черта. Если вкратце, то заключается она в том, что возможностей для так называемого самосовершенствования здесь просто масса. Так, специалист может усиленно изучать новые иностранные языки, разрабатывать собственные специализированные программы, улучшать свои коммуникативные навыки, доводить до автоматизма работу с документацией и т. д. Благодаря всему этому практически любой специалист, даже не имеющий высшего образования и работающий помощником, сможет достичь профессиональных высот.

О правах и ответственности логиста

Специалист в сфере логистики, как и любой другой работник, обладает определенными профессиональными правами. Что именно здесь можно выделить? Вот что закрепляет специальная должностная инструкция работника:

  • право на все установленные государством социальные гарантии и льготы;
  • право на своевременные выплаты зарплат;
  • право требовать у начальства всю необходимую для работы документацию;
  • право предлагать руководству идеи и предложения по усовершенствованию работы организации;
  • право отказываться от выполнения работ в случае очевидных нарушений, влекущих отсутствие оптимальных условий труда;
  • право повышать уровень своей квалификации;
  • право задействовать специалистов других профессиональных направлений для оказания необходимой помощи (но на условиях согласования с начальством).

Таким образом, довольно широкий спектр прав закреплен за специалистом, имеющим своей обязанностью управление цепями поставок. На предприятии, однако, логисты обладают и большой долей ответственности за все совершаемые действия. В особенности стоит выделить, что на работника налагается ответственность:

  • за правонарушения или преступления, совершаемые на рабочем месте;
  • за полное невыполнение или неверное выполнение собственных должностных обязанностей;
  • за пребывание на рабочем месте в нетрезвом состоянии;
  • за нарушение установленных правил безопасности.

Плюсы и минусы профессии

Профессия логиста имеет как ряд преимуществ, так и ряд недостатков. Какие плюсы работы можно выделить? Сюда относятся, безусловно:

  • Востребованность и актуальность профессии.
  • Высокий доход.
  • Возможность практиковаться в разговорах на иностранном языке.
  • Постоянное самосовершенствование.

Возможно, есть у профессии и другие плюсы. Выше были названы лишь самые основные достоинства. А какие здесь можно выделить недостатки?

  • Работа в промышленной зоне (безусловно, можно найти работу и в чистом офисе; однако сама концепция управления цепью поставок выстроена так, что специальность практически неотделима от производства).
  • Достоинств у профессии, безусловно, больше. И это совсем не удивительно: логистика - это поистине престижная и важная сфера.

    Ключевые понятия: цепь поставок, характеристики цепи поставок, мощность цепи поставок, базовая модель цепи поставок, надежность цепи поставок, референтная модель SCOR.

    Ключевые вопросы раздела

    4.1. Общее трактовка термина "логистическую цепь поставок".

    4.2. Структура логистической цепи поставок и оценка эффективности его функционирования.

    4.3. Факторы, влияющие на структуру цепи поставок.

    4.4. Основные характеристики цепи поставок.

    4.5. Основные виды логистической деятельности в пределах цепи поставок.

    4.6. Особенности управления цепями поставок.

    Уровень освоения материала раздела:

    знать и понимать сущность логистической цепи поставок; важность применения логистики в организации и управлении цепями поставок; основные виды логистической деятельности в пределах цепи поставок; показатели качества услуг и обслуживания в пределах цепи поставок;

    уметь: в первом приближении теоретически формализовать логистическую цепь поставок для перемещения продукции от производителя до конечного потребителя; выявлять и описывать факторы, влияющие на структуру цепи поставок; идентифицировать тип и вид цепи поставок; формулировать основные требования к надежности цепей поставок.

    Общая трактовка термина "логистическую цепь поставок"

    Нынешний этап развития экономических отношений характеризуется расширением рынков сбыта и увеличением круга клиентов. Удовлетворение последних в продукции требует много усилий и от производителей, и от дистрибьюторов. Для доставки необходимой продукции потребителям организуются логистические цепи поставок, в которых задействованы как физические, так и юридические лица. То есть, чтобы продукция от производителя попала к конечному потребителю, необходимо задействовать несколько организаций, благодаря которому последняя будет передвигаться от поставщика начального уровня до конечной точки потребления. Так что же необходимо понимать под понятием "логистическую цепь поставок"?

    Логистическая цепь поставок (ЛЛП) это комплекс видов деятельности и совокупность организаций, через материальные потоки проходят во время своего перемещения от поставщика начального уровня до конечного потребителя. Иными словами, ЛЛП - это формализованный путь прохождения материального потока от поставщика к потребителю.

    Например, логистическая цепь поставок щеточек для чистки зубов конечному потребителю имеет начало с компании, которая добывает нефть (рис. 4.1). Далее эта нефть транспортируется на предприятие, где она проходит очистку, затем на химический завод.

    С химического завода нефть попадает на предприятие по производству пластмасс и дальше заготовки из пластмассы транспортируются непосредственно к производителю щеточек. От предприятия-производителя щеточки попадают к дистрибьютору, далее в торговые организации где и реализуются конечному потребителю. Описанный цепь поставок можно представить в виде простой схемы, с которой будет видно полный путь передвижения сначала сырья, затем полуфабрикатов, дальше щеточек для чистки зубов до конечного потребителя.

    Рис. 4.1.

    Приведенная схема дает представление о полном цикле получения продукта и попадание его до конечного потребителя.

    Каждый продукт имеет свой личный и неповторимый цепь поставок. Причем некоторые из них могут быть довольно короткими, а некоторые довольно длинными. Например, ЛПП песка из карьера на строительство жилого дома имеет короткий путь. А вот поставки кофе "Эспрессо" потребителям Украины или России осуществляются благодаря «длинным» цепям поставок. Например, в торгово-промышленной группы "Испанский дом" цепь поставок начинается с зерен кофе, поставляемых из Южной Америки, Азии и Аравийского полуострова в Испанию, а заканчивается приготовлением кофе методом "Эспрессо" для клиентов, например, в Киеве или другом городе Украины (рис. 4.2,4.3).

    Иногда цепь поставок не заканчивается на конечном потребителе и дополнительно включает этап переработки и дальнейшего использования.

    Всегда нужно организовывать для поставок продукции цепи поставок? На этот вопрос есть два ответа. Первая - в некоторых случаях можно обойтись без цепей поставок. Таким примером может быть поставка продуктов производителем непосредственно потребителям: фермер осуществляет продажи овощей своим постоянным клиентам со своего огорода, или писатель публикует свои романы в Интернете.

    Второй ответ следующего содержания: есть случаи, когда цепь поставок просто очень необходимым. Например, рассмотрим случай покупки овощей населением города в фермера. Здесь может существовать два варианта поставки овощей.

    Рис. 4.2. Общая схема цепи поставок ТПГ "Испанский дом"

    Рис. 4.3. Цепь поставок продукции компании "ПромоКофе" на рынок Украины

    По первому варианту каждый потребитель из города должен приезжать к фермеру и покупать у него овощи. Но это не является рациональным для города в целом том, что такая схема приведет к лишним транспортных потоков, к задержке транспорта и т. Д. По второму варианту транспортная компания организует доставку овощей от фермера до торговых точек в городе, где горожане и будут делать покупки.

    Второй вариант в зависимости от спроса на овощи может реализовываться по трем схемам:

    1) фермер, транспортная компания, город, торговые точки;

    2) фермер, транспортная компания, состав, город, магазины;

    3) фермер, транспортная компания, состав, предприятие по очистке и предварительной подготовке, город, магазины.

    Этот пример демонстрирует как цепь поставок становится более длинным, но при этом одновременно повышается и объем выгод, которые получают покупатели: очищенные овощи, предварительная подготовка их к потреблению и т. Д. Таким образом, в качестве вывода к ответам на поставленный вопрос следует указать на то, что:

    а) цепи поставок в современных условиях ведения бизнеса нужны;

    б) цепи поставок создают конкретные выгоды для ведения

    бизнеса, а именно:

    Ликвидация несоответствия между спросом и предложением;

    Перемещение материальных потоков становится более простым за счет сокращения количества маршрутов доставки;

    Ликвидация "разрывов" между поставщиком и потребителем при больших расстояний между ними;

    Появляется возможность осуществлять торговые операции в более подходящих и выгодных местах;

    Экономия на масштабах продаж;

    Снижение объемов запасов, а значит и уменьшение затрат на их хранение и управления;

    С увеличением длины цепи поставок появляется возможность увеличения числа заказов на продукцию;

    Повышение уровня гибкости в удовлетворении потребностей потребителей;

    Уменьшение расходов на транспортировку за счет увеличения перевозок продукции крупными партиями.

    В Украине лидерами по темпам развития торговых сетей, а значит и цепей поставок являются следующие: "АТБ" (372 магазина), "Фуршет" (98 магазинов), "Фоззи" (4 гипермаркета "Fozzi", 150 супермаркетов "Сильпо", 129 магазинов "Фора"), "Большая Кишен- ния" (45 супермаркетов), "Метро" (25 центров оптовой торговли).

    Результаты анализа цепей поставок торговых сетей, функционирующих на рынке Украины, представлены в табл. 4.1.

    Таблица 4.1 . Результаты анализа цепей поставок торговых сетей

    компания

    формат

    Количество торговых точек (магазинов) в Украине

    Наличие собственного распределительного центра и их количество

    Наличие

    складской

    системы

    хранения

    Кэш энд кэрри

    Большая Кишення

    Гипермаркеты и супермаркеты

    АТБ- маркет

    Супермаркеты, которые продают товары по сниженным ценам

    арендованные

    Гипермаркеты и супермаркеты, которые продают товары по сниженным ценам

    гипермаркеты

    Склады логистической компании

    Эко-маркет

    Супермаркеты, которые продают товары по сниженным ценам

    арендованные склады

    Приведенных результатов анализа следует добавить следующее. ООО "МЕТРО Кэш энд Керри Украина" Metro "" имеет два распределительных центра в Киеве и Днепропетровске. "Metro" использует систему поставок "stok-on-line", когда товар принимается по количеству и качеству и немедленно поставляется на прилавки супермаркетов. Складское хранение товаров в магазине отсутствует.

    Анализ показал, что в "Metro" функционируют три варианта логистических цепей поставок: стандартный логистическую цепь поставок "stok-on-line" при региональном распределении, логистическая цепь поставок "stok-on-line" при смешанно-региональном распределении, логистическая цепь поставок " stok-on-line "от поставщиков в торговые центры.

    Торговая сеть супермаркетов "Велика Кишення" имеет один распределительный центр, расположенный в с. Мартусовка Киевской области.

    ООО "АТБ-маркет" имеет четыре собственных распределительных центры класса "В" (три распределительных центра расположены в г.. Днепропетровске и один в г.. Донецке).

    Французский ритейлер "Auchan", одна из крупнейших мировых торговых сетей, представленная в Украине компанией ООО "Ашан Украина Гипермаркет", открыла семь гипермаркетив- дискаунтеров. Сейчас "Ашан Украина Гипермаркет" для удовлетворения потребностей в складских помещениях пользуется услугами логистических операторов.

    Термин SCM (Supply Chain Management) используется на Западе уже больше 15 лет, но до сегодняшнего дня среди экспертов по логистике и общему менеджменту нет одного мнения по поводу определения этого понятия. Большинство рассматривают SCM с операционной точки зрения, понимая под SCM материальные потоки. Другие считают, что SCM это концепция управления, и наконец, третьи подразумевают под SCM внедрение этой концепции на предприятии.

    Наиболее часто встречающиеся определения SCM:

    SCM- это комплекс подходов, помогающий эффективной интеграции поставщиков, производителей, дистрибьюторов и продавцов. SCM, учитывая сервисные требования клиентов, позволяет обеспечить наличие нужного продукта в нужное время в нужном месте с минимальными затратами.

    SCM представляет собой процесс организации планирования, исполнения и контроля потоков сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, а также обеспечения эффективного и быстрого сервиса с помощью получения оперативной информации о перемещениях товара. С помощью SCM решаются задачи координации, планирования и управления процессами снабжения, производства, складирования и доставки товаров и услуг.

    В цепочке поставок участвуют как сама организация, так и все поставщики, и потребители товаров. (Рис.1)

    Рис. 1. Участники «Supply Chain Management»

    Цепочка поставок представляет собой множество звеньев, связанных между собой информационными, денежными и товарными потоками. Цепочка поставок начинается с приобретения сырья у поставщиков и заканчивается продажей готовых товаров и услуг клиенту. Одни звенья могут полностью принадлежать одной организации, другие компаниям-контрагентам (клиентам, поставщикам и дистрибьюторам). Следовательно, в цепочку поставок всегда входят несколько организаций. (Рис.2)

    Рис.2. Цикл «Supply Chain Management»

    1.2. Управление цепочками поставок

    Каждая компания ставит перед собой всё больше новых задач в связи с быстрым развитием рынка, ужесточением конкуренции, с требованием в улучшении качества сервиса клиентов. Чтобы усилить свои преимущества, сохранить конкурентоспособность, современному предприятию нужно оптимизировать все процессы создания стоимости - от поставки сырья до сервисного обслуживания конечного потребителя. Для решения этих задач руководство компаний и обращается к SCM решениям.

    Управление цепочкой поставок (Supply Chain Management) включает в себя следующие этапы:

      Планирование (PLAN)

    В этом процессе выясняются источники поставок, производится расстановка приоритетов в потребительском спросе и обобщение, планируются запасы, выделяются требования к системе дистрибуции, а также объемы производства, поставок сырья, материалов и готовой продукции.

    Задача производить самостоятельно или покупать должна решаться на этом этапе. Решения, относящиеся ко всем видам планирования ресурсов и к управлению жизненным циклом товара, принимаются также на этом этапе. Эти процессы позволяют найти равенство между спросом и поставками для выработки направления действий, наилучшим образом соответствующих требованиям источнику, марке и доставке (Source, Make, Deliver).

      Закупки (SOURCE)

    В данной категории выявляются главные элементы управления снабжением, производится проверка качества поставок, оценка и выбор поставщиков, заключение контрактов с поставщиками. Сюда же входят процессы, связанные с получением материалов: приобретение, получение, транспортировка, сходный контроль, постановка на hold (хранение). Важно отметить, что действия по управлению поставками товаров и услуг должны соответствовать планируемому или текущему спросу.

      Производство (MAKE)

    К этому процессу относятся производство, выполнение и управление структурными элементами, управлением производственными мощностями (оборудованием, зданиями и т.д.), качеством производства, производственными циклами, графиком производственных смен и т.д. Также определяются специфические процедуры производства: контроль качества, собственно производственные процедуры и циклы, упаковка, хранение и выпуск продукции (внутризаводская логистика). Все составляющие процесса переработки исходного продукта в готовую продукцию должны соответствовать планируемому или текущему спросу.

      Доставка (DELIVER)

    Данный процесс включает в себя управления заказами, складом и транспортировкой. Управление заказами включает создание и регистрацию заказов, выбор конфигурации товара, формирование стоимости, а также создание и ведение клиентской базы и управление дебиторами и кредиторами. Управление складом предполагает действия по подбору и комплектации, упаковке, созданию специальной упаковки, ярлыка для клиента и отгрузке товаров. Инфраструктура управления транспортировкой и доставкой определяется правилами управления каналами и заказами, регулированием товаропотоками для доставки и управлением качеством доставки.

    Все эти процессы, управление запасами, транспортировкой и дистрибуцией должны быть приведены в соответствие с планируемым или текущим спросом.

      Возврат (RETURN)

    В этом процессе определяются структурные элементы возвратов товара (дефектных, излишних, требующих ремонта) как от сделанного к источнику (make к source), так и от доставки (deliver): определение состояния продукта, его размещение, запрос на авторизацию возврата, составление графика возвратов, направление на уничтожение и переработку.

    SCM процессы можно также распределить на две большие группы: Supply Chain Planning (SCP) и Supply Chain Execution (SCE). В SCP входит стратегическое планирование цепочки поставок или бизнес процессов в отдельных ее звеньях. SCE включает в себя реализацию планов и оперативное управление звеньями цепочки поставок, такими как транспорт или складское хозяйство.

    Оптимизация управления цепочки поставок может решить следующие задачи:

      Сокращение цикла планирования и увеличение горизонта планирования благодаря получению надежной и своевременной информации;

      Оптимизация расходов за счет возможности определения стратегических контрагентов, оптимального выбора закупаемых изделий, а также их поставщиков, поддержки взаимодействия с ними в режиме реального времени;

      Снижение производственных издержек через оптимизацию потоков продукции и оперативную организацию обмена информацией между контрагентами. Коммуникация в режиме реального времени между различными участниками цепочки поставок позволяет предотвратить образование «узких мест» в производственном процессе;

      Снижение складских издержек за счет приведения объемов производства в соответствие со спросом. Эта задача отвечает концепции управления снабжением Just-In-Time («точно вовремя»);

      Повышение качества обслуживания потребителей достигается благодаря оперативности и гибкости процесса поставки.

    Supply Chain Management (SCM) -- управление цепями поставок

    На рубеже XX и XXI вв. интегральная парадигма логистики породила новую идеологию управления логистическими процессами и бизнесом в целом --. Supply Chain Management (SCM) -- управление цепями поставок.

    Жесткая конкуренция на мировых рынках, вывод на рынок продуктов с короткими жизненными циклами и повышенные требования к качеству продукта и логистического сервиса вынудили предприятия многих стран сосредоточить свое внимание на интегрированной логистике и управлении цепями поставок и инвестировать в них все большие средства. Это в совокупности с развивающимися коммуникационными и транспортными технологиями (интернет-, телекоммуникациями, «on-line» мониторингом товарно-транспортных потоков, оперативной доставкой) способствовало стремительному продвижению SCM идеологии в бизнес.

    «Collaborate to compete» -- «взаимодействовать, чтобы конкурировать» -- именно этот принцип является одним из основополагающих для успешного ведения бизнеса на современных динамичных рынках. По меткому заявлению Gartner Group, «эпоха конкуренции отдельных компаний сменилась эпохой конкуренции их цепей поставок». Идеология управления цепями поставок обусловливает значительные изменения в подходах к организации и управлению бизнесом. Эти изменения прежде всего связаны с появлением новых форм конкурентной борьбы, основанных на стратегическом взаимодействии контрагентов цепей поставок. Вместе с тем анализируемый этап экономического развития характеризовался все большим проникновением интегрированных информационных технологий в бизнес. Бурное развитие корпоративных информационных систем, Интернета и мобильных технологий открыло принципиально новые возможности и источники повышения эффективности для производственных, торговых, сервисных и логистических компаний. Концепция SCM базировалась на принципах взаимодействия синхронизации основных бизнес-процессов и моделей планирования и управления на основе единых информационных каналов с поставщиками и клиентами по всей цепи поставок.

    «Управление цепями поставок -- это интеграция ключевых бизнес-процессов (в основном логистических), начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц»

    До недавнего времени SCM-концепция большинством специалистов рассматривалась как интегрированная логистика, только осуществляемая за пределами фокусной компании цепи поставок и включающая потребителей и поставщиков. Эта концепция в разрезе логистических бизнес-процессов направлена на решение задач интегрированного управления снабжением, производством, распределением и координации логистики фирмы с поставщиками ресурсов, потребителями и логистическими посредниками. Идеология управления цепями поставок (как интеграция всех ключевых бизнес-процессов) используется сегодня подавляющим большинством передовых зарубежных промышленных и торговых компаний,

    По данным крупнейших аналитических компаний (AMR Re¬search, Forrester Research) при внедрении интегрированной логистики и SCM компании получают следующие конкурентные преимущества:

    * уменьшение стоимости и времени обработки заказа от 20 до 40%;

    * сокращение времени выхода на рынок от 15 до 30%;

    * сокращение затрат на закупки от 5 до 15%;

    * уменьшение складских запасов от 20 до 40%;

    * сокращение производственных затрат от 5 до 15%;

    * увеличение прибыли от 5 до 15%.

    Программные SCM-приложения присутствуют в составе надстроек наиболее продвинутых корпоративных информационных систем, в частности ERP II / CSRP / APS-классов, поддерживая доставку необходимого товара и сервиса в нужное место точно в срок и с оптимальными логистическими издержками.

    Большое значение для координации и коммуникации контрагентов цепей поставок явилось создание единого информационного пространства, т.е. среды интегрированного планирования и управления взаимодействия в цепи. К основным составляющим единого информационного пространства относятся: система планирования (Supply Chain Planning) и оперативного управления (Supply Chain Execution). Система планирования базируется, как правило, на системах классов ERP, а система управления -- на системах классов APS, SCM и Workflow-системах (Supply Chain Event Management). Тенденциями развития информационных SCM-технологий явилась разработка систем класса E-SCM на основе Интернета, а также обеспечение взаимодействия между различными классами систем, используемых различными участниками цепи поставок (Interoperability Tools). К основным элементам E-SCM сегодня относятся: E-Procure-ment, Е-Fulfillment, E-Commerce, E-Collaboration.

    В настоящее время именно состояние развития информационных технологий во многом определяет решения, принимаемые на этапах организации кооперационных отношений, реинжиниринга бизнес-процессов и разработки моделей интегрированного планирования и управления цепями поставок.

    Анализируемый исторический этап характерен тем, что в организационных ¦ структурах управления западными компаниями (в основном США и стран ЕС) появились SCM-департаменты, отделы и другие структурные подразделения, и, соответственно, такие должности, как вице-президент компании по SCM, интегральные менеджеры, координаторы и аналитики по управлению цепями поставок, топ-менеджеры по планированию и контролю цепей поставок и т.п.

    Идеология интеграции и взаимодействия партнеров в цепях поставок вызвала появление новых концепций, в частности таких, как «Efficient Customer Response -- ECR» -- «Эффективная реакция на запросы потребителей». «Vendor-managed Invetory -- VMI» --«Управление запасами поставщиком у потребителя», «E-Logistics» (Электронная/Виртуальная логистика) и других.

    Рассматриваемый период характеризуется ускоренным ростом числа логистических компаний, оказывающих клиентам (промышленным, сервисным и торговым фирмам) комплексные логистические услуги по складированию, грузопереработке, транспортировке, таможенному оформлению, управлению запасами и т.п. Эти компании (в основном образовавшиеся из транспортно-экспедиторских фирм, складов общего пользования, грузовых терминалов) стали называться логистическими операторами, или ЗРL-провайдерами. В конце XX -- начале XXI в. появился новый тип компаний-посредников -- 4РL-провайдеры (системные интеграторы цепей поставок), основными функциями которых стали разработка логистических проектов по заказам компаний, формирование и управление интегрированными цепями поставок. Все большее число компаний в мире стало передавать свои логистические операции и функции 3PL- и 4РL-провайдерам, т.е. использовать стратегию логистического аутсорсинга.




    Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении