Знай свое дело

Фотография на бумаге фокс тальбот 1840 год. История фотографии

Министерство культуры Российской Федерации
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Представляют выставку

УИЛЬЯМ ГЕНРИ ФОКС ТАЛЬБОТ. У ИСТОКОВ ФОТОГРАФИИ

Даты проведения: 6 февраля – 8 апреля 2018
Место проведения: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
Куратор выставки: заведующая отделом искусства фотографии ГМИИ им. А.С. Пушкина Ольга Аверьянова

Микрофотография. Крылья бабочки
1839–1840
Калотипия. Солёная бумага, негатив

ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет первую в России выставку работ одного из изобретателей фотографии Уильяма Генри Фокса Тальбота (William Henry Fox Talbot, 1800–1877). На выставке будут представлены редкие снимки, ставшие хрестоматийными для истории визуальной культуры, - около 150 авторских отпечатков и негативов из собраний Национального музея науки и медиа в Брэдфорде и Музея Виктории и Альберта в Лондоне (Великобритания), а также устройства для создания изображений - камера-обскура и камера-люцида - из собрания Политехнического музея в Москве. Демонстрация ранних образцов британской светописи продолжает серию проектов музея, которые знакомят зрителей с шедеврами искусства фотографии.

Библиотека. Лист VIII из альбома «Карандаш природы»
1841–1844

Национальный музей науки и медиа, Брэдфорд, Великобритания
© Science & Society Picture Library

Английский аристократ и ученый, Тальбот интересовался физикой, химией, математикой, археологией и политикой, выступал с докладами на собраниях Лондонского королевского общества по развитию знаний о природе. Имя Тальбота вошло в историю фотографии благодаря изобретенному им негативно-позитивному процессу, позволяющему получать фотографические изображения. Ученый начал эксперименты по созданию фотоотпечатков на бумаге в 1834 году в родовом поместье – Аббатстве Лакок. В 1835 году он смог получить на светочувствительной бумаге позитивное изображение с бумажного негатива, что позволило тиражировать снимки. Тальботу удалось разработать простой и недорогой фотографический процесс, который был назван калотипия (греч. kalos – красивый и typos – отпечаток) и был запатентован в 1841 году.

Образец кружева
Около 1840
Калотипия. Бумага; соляная печать с бумажного негатива
Национальный музей науки и медиа, Брэдфорд, Великобритания
© Science & Society Picture Library

Кроме Тальбота в начале XIX века над созданием фотоизображений работали французы Жозеф Нисефор Ньепс (1765–1833) и Луи Жак Манде Дагер (1787–1851), добившиеся успеха и в области коммерческого применения фотографии. Метод Тальбота не был так популярен, как дагеротипия. Это частично можно объяснить наличием патентов, ограничивающих применение процесса Тальбота, а также невозможностью при помощи калотипии передать четкое изображение мелких деталей, что было преимуществом изобретения Дагера. Однако именно калотипия, предполагающая создание негативов и множества позитивных отпечатков, легла в основу современных фотографических процессов.

Бюст Патрокла, профиль. Лист XVII из альбома «Карандаш природы»
9 августа 1843
Калотипия. Бумага; соляная печать, с бумажного негатива
Национальный музей науки и медиа, Брэдфорд, Великобритания
© Science & Society Picture Library

Научное открытие Тальбота стало не только прорывом в технологии создания снимков, но и определило развитие искусства фотографии. В отличие от точных и четких дагеротипов, калотипные снимки обладали особой живописностью. Благодаря этому фотография перестала восприниматься исключительно как процесс фиксации реальности. В 1844 году Тальбот издал альбом «Карандаш природы» с оригинальными отпечатками, сопроводив их комментариями, в которых описал свое открытие и рассказал о потенциальных возможностях фотографии как искусства. Весь спектр жанров фотографии – пейзаж, натюрморт, портрет, жанровые сценки – был представлен в альбоме.

Экспозиция включает работы, созданные в 1840–1846 годах, в том числе отпечатки из альбомов «Карандаш природы» (1844) и «Солнечные картинки Шотландии» (1845).

Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак: «Имя Тальбота в истории фотографии также значимо, как имя Леонардо да Винчи в истории живописи. Благодаря этому человеку фотография стала искусством, а не просто инструментом отображения реальности. Выставка, которую мы представляем в музее, чрезвычайно важна для понимания того, как движется искусство, и из чего оно вырастает. Получить ее было чрезвычайно трудно - мы готовили этот проект шесть лет. Теперь мы имеем возможность прикоснуться к подлинным работам мастера, и это для нас большое счастье».

Директор Национального музея науки и медиа Джо Куинтон-Таллок: «Собрание Тальбота в нашем музее отличает не только изобилие его работ, но и глубокая интеллектуальная составляющая. Эта коллекция, наряду с другими экспонатами, представляющими разнообразные фотографические процессы и технологии, всегда привлекает внимание исследователей со всего мира и вызывает неизменный общественный интерес в галереях и на выставках».

Куратор выставки, заведующая отделом искусства фотографии ГМИИ им. А.С. Пушкина Ольга Аверьянова: «Восприятие фотографии как искусства возникло в результате длительного процесса освобождения “светописи” от сугубо практических целей. Он сопровождался формированием особого взгляда на фотографию, утверждающего ее самоценность, позволяющего рассматривать ее как таковую, ради нее самой. Это движение, по сути, началось с изобретения Тальботом калотипии и с определения эстетических ценностей фотографии в противоположность прикладным функциям, подчиненным логике, полезности и выгоде. Именно в это время начинает формироваться «территория искусства фотографии». Фотографы-калотиписты предпринимали усилия для создания этой своеобразной культурной институции, организуя сообщества, выставки и пр. Ранняя фотография не подвергала сомнению достоинства живописи, которые еще в течение долгого времени будут своеобразным вектором ее художественной программы. Парадигма искусства станет основой концепции: для некоммерческой фотографии способ репрезентации всегда будет важнее, чем ее объект. Калотипия представляла собой не только технологию; как любая технология она сформировала новый художественный код, как ранее дагеротипия, а затем и все последующие новаторские идеи в фотографии».

В рамках выставки пройдет образовательная программа: встречи с куратором Ольгой Аверьяновой и научными сотрудниками музея, лекции Алексея Логинова – одного из крупнейших российских исследователей истории фотографии, Александры Зиновьевой – специалиста по истории европейской литературы XIX–XX веков, Ирины Чмыревой – искусствоведа, куратора фотографических выставок.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – музейный комплекс, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства, хранящий артефакты, созданные мастерами разных эпох – от Древнего Египта и античной Греции до наших дней. Сегодня фонды музея насчитывают около 700 тысяч произведений. Жемчужиной собрания является одна из самых известных в мире коллекций произведений французских импрессионистов и постимпрессионистов.

Национальный музей науки и медиа в Брэдфорде

Национальный музей науки и медиа в Брэдфорде является частью национальной научной музейной группы. Постоянная экспозиция музея посвящена фотографии, телевидению, анимации, видеоиграм, Интернету и проблемам изучения света и цвета. В исследовательском центре музея хранится 3,5 миллиона экспонатов, которые зрители могут увидеть на временных выставках.

Музей Виктории и Альберта в Лондоне

Музей Виктории и Альберта является самым большим в мире музеем декоративно-прикладного искусства и дизайна. В его собрании, не имеющем себе равных по разнообразию и объему, представлены предметы, относящиеся к разным историческим эпохам и культурам, в том числе керамика, мебель, ткани, костюмы, украшения, изделия из металла и стекла, фотографии и картины.

Ольга Аверьянова - куратор выставки, кандидат искусствоведения, преподаватель, художник, заведующая отделом искусства фотографии ГМИИ им. А.С. Пушкина. Куратор выставок «Анни Лейбовиц. Жизнь фотографа 1990–2005» (2012), «Обнаженные. От мрамора к фотографии. Совместный проект журнала Vogue и ГМИИ им. А.С. Пушкина» (2013), «Ман Рэй. Портреты» (2014), «Эрвин Олаф. Оммаж Луи Галле» (2016), «Ясумаса Моримура. История автопортрета» (2017), проходивших в ГМИИ им. А.С. Пушкина и др.

Расселл Робертс - куратор-консультант, доктор, исследователь наследия Тальбота, в 1998–2006 – Руководитель отдела фотографии в Национальном Музее фотографии, кино и телевидения в Брэдфорде (в наст. время Национальный музей науки и медиа).

Уильям Генри Фокс Тальбот (William Henry Fox Talbot, 1800–1877)

11 февраля 1800 Родился в поместье Мельбури (графство Дорсет, Англия).
1817–1825 Учился в Тринити-колледже (Кембридж). Окончил колледж со степенью магистра.
1831 Стал членом Лондонского королевского общества по развитию знаний о природе. 1832 Женился на Констанс Манди (1811–1880). Избран в парламент от округа Чиппенхэм.
1833 Во время путешествия по Италии у Тальбота родилась идея о возможности печати и фиксирования изображения, полученного с помощью камеры-обскуры.
1834 В Аббатстве Лакок приступил к фотографическим экспериментам с использованием писчей бумаги, растворов поваренной соли и нитрата серебра. В результате изобрел способ получения бумажных негативов, которые назвал «фотогеническими рисунками».
1835 Обнаружил возможность получения на светочувствительной бумаге позитивного отпечатка с негатива. Доказал возможность тиражирования снимков, но результаты своих опытов не опубликовал.
1839 Узнал об открытии французом Луи Дагером способа зафиксировать изображение, полученное с помощью камеры-обскуры. Выступил перед Королевским обществом с докладом «Некоторые выводы об искусстве фотогенического рисунка, или о процессе, с помощью которого предметы природы могут нарисовать сами себя без помощи карандаша художника».
1841 Доработал фотографический процесс, позволявший делать отпечатки с негативов. Дал своему изобретению название «калотипия» и запатентовал его.
1844 Издал альбом «Карандаш природы», проиллюстрировав его оригинальными фотографическими отпечатками и написав к ним сопроводительные тексты о возможностях фотографии.
1845 Издал альбом «Солнечные картинки Шотландии», посвященный местам, связанным с жизнью и творчеством Вальтера Скотта.
1851 Объявил использование изобретенного Скоттом Арчером мокроколлодионного процесса нарушением своего патента на калотипию.
1852 Получил патент на изобретенный им процесс «фотографической гравюры», позволявший создавать форму для глубокой печати и печатать фотографическое изображение стойкой типографской краской.
1853 Проиграл судебный процесс против дагеротиписта Мартина Лароша. В судебном решении Тальбота признали изобретателем фотографии, однако нарушение его патента со стороны других фотографов не было подтверждено.
1858 Усовершенствовал процесс «фотографической гравюры», получивший теперь название «фотоглифия», и запатентовал его.
1862 Получил призовую медаль за фотоглифическую гравюру на Всемирной выставке в Лондоне.
17 сентября 1877 Умер в Аббатстве Лакок.

Use Scan QR Code to copy link and share it

ТАЛЬБОТ (ТОЛБОТ) Уильям Генри Фокс (Talbot William Henry Fox) (11.II.1800 – 17.IX.1877) - английский физик и химик. Родился в Мелбери-Аббасе (графство Дорсет). Учился сначала у частных педагогов, затем в Харроу. Окончил Тринити-колледж Кембриджского университета. Чл. Королевского астрономического общества, Линнеевского общества, Лондонского королевского общества.
Занимался математикой, ботаникой, кристаллографией, расшифровкой клинописных текстов и др.
Изобретатель негативно-позитивного процесса в фотографии. В 1833 начал работу приведшую его к изобретению фотографического процесса.
В 1834 изобрел светочувствительную бумагу. Полученные на ней изображения закреплял раствором хлорида натрия (обычной поваренной соли) или иодида калия. Первые фотографии представляли собой простые фотограммы, т.е. фотокопии, полученные контактным способом. Затем он «скомбинировал» камеру-обскуру с микроскопом с естественной подсветкой и получил позитивный фотоотпечаток с негатива.
В 1835, спустя две с половиной недели после появления публикации французского изобретателя . Дагера о сделанном им открытии, Тальбот продемонстрировал в Королевском институте свои «фотогенные картины» и вскоре опубликовал статью с подробным описанием технологии изобретенного им фотографического процесса.
В 1840 обнаружил, что если иодизированную фотобумагу (бумагу со слоем азотнокислого серебра, выдержанную в растворе иодистого калия) сенсибилизировать галловой кислотой, а потом непродолжительное время экспонировать в фотокамере, то на ней появится скрытое изображение, которое затем можно проявить смесью галловой кислоты и нитрата серебра. Свое изобретение Тальбот назвал калотипией (от греч. слов kalos - красивый и typos - отпечаток), впоследствии ему было дано название толботипия.
В 1843 впервые осуществил позитивную печать с увеличением; в том же году открыл типографию для изготовления печатных форм своей книги Кисть натуры (The Pencil of Nature, 1844–1846) – первого в мире издания, иллюстрированного фотографиями.
В 1851 Тальбот впервые провел фотосъемку с очень малой экспозицией, а в следующем году запатентовал способ фотографирования с наложением «экрана» на фотопластинку, ставший предтечей метода получения растрового полутонового изображения.
Тальбот был одним из ученых, дешифровавших в 1857 клинописный текст ассирийского царя Тиглатпаласара I (ок. 1150 до н.э.). Опубликовал около 70 переводов других ассирийских клинописных текстов и 50 статей по различным вопросам естественных наук и математики.

В начале октября 1833 года молодой английский джентльмен делал зарисовки пейзажей на берегу озера Комо. Для более точного воспроизведения реалистической композиции он использовал специальный прибор, прикрепляющийся к чертежной доске и состоящий из регулируемой стеклянной призмы. Прибор под названием "Люцида" (Lucida), подобный камере обскура, позволял увидеть на планшете рисуемый пейзаж. Кажется, нет ничего проще, чем обвести карандашом контуры зданий, растительности, далекие горы. Однако, как вспоминал потом молодой джентльмен, "это только казалось простым, потому что отражение на бумаге казалось красивым, но карандаш оставлял на бумаге лишь хаос и меланхолию" .

Молодым джентльменом был будущий художник Уильям Генри Фокс Тальбот, выпускник кембриджского Тринити колледжа и недавно избранный членом парламента в Палате Общин.

Тальбот был настоящим эрудитом. Его любознательность обнимала области математики, химии, астрономии, ботаники, философии, филологии, египтологии и истории искусства. Он опубликовал четыре книги и 27 научных статей по различным предметам и был членом Астрономического Королевского общества. В его записной книжке среди списка покупок обнаруживаются списки книг для будущего штудирования, сложные математические формулы и обозначение результатов каких-то экспериментов.

Разочарованный неудовлетворительными результатами работы с камерой "Люцида", Тальбот вспомнил свой опыт, полученный десять лет назад при работе с камерой обскура. Камера обскура - деревянный ящик с объективом на одном конце и матовым стеклом на другом - позволяла аналогичным образом переводить на бумагу очертания пейзажа, воспроизводимом на матовом стекле. Но тогда Тальбот грешил на слабость своей рисовальной техники и недостаточность навыков. Теперь он с удовольствием вспоминал "неповторимую красоту изображения картины природы, которую стекло объектива камеры бросает на бумагу, и которое так быстро исчезает" .

Воспоминание заставило Тальбота задуматься, "как мило было бы, если бы можно было эти естественные изображения надолго запечатлеть на бумаге" . "А почему нет?" - спросил себя Генри и немедленно записал свои мысли в записную книжку, чтобы дома провести один эксперимент. Эксперимент же заключался в отыскании природного материала, который был бы способен рисовать картины под воздействием света.

В январе 1834 года Генри Тальбот вернулся домой в Лакосское аббатство (около 85 миль к западу от Лондона). В течение нескольких месяцев он проводил эксперименты, идея которых пришла ему на берегу озера Комо, и вскоре обнаружил, что лист писчей бумаги покрытой раствором нитрата серебра, чернеет на солнце. Это открытие Тальбот использовал для того, чтобы сделать точные копии очертаний ботанических образцов: он клал растение на бумагу, покрытую нитратом серебра, прижимал стеклом и оставлял на солнце. Там, где свет беспрепятственно падал на бумагу, она темнела, а листья, полностью закрывающие свет, оставляли бумагу белой. И Тальбот назвал свое новое открытие "Искусством фосфорицирующего рисования".

Целый год Тальбот пытался "улучшить химию" своего открытия, используя солнечные дни, но до той поры, пока не пришло потрясающее известие, что некий предприимчивый француз Луи Даггер изобрел принципиально иной способ получения картинок на металлических пластинках (даггеротипия). Даггер опережал события, а между тем Тальбот только собирался опубликовать результаты своих экспериментов. Он прекрасно знал, что его метод отличается от предложенного Даггером, но все же больше подходил для фиксации теней образов, растений, кружева и аналогичных плоских объектов при непосредственном контакте со светочувствительным материалом .

Хотя контактные рисунки были красивы и полезны в качестве научного документирования объектов, Генри Тальбот знал, что для дальнейшего развития необходимо найти способ получения снимков со значительно меньшей выдержкой, а лучше всего моментально. И после ряда экспериментов он создал химический состав, который после экспонирования не оставляет видимых следов на бумаге, но, тем не менее, воспринимает и оставляет скрытое изображение, которое могло стать видимым после обработки галловой кислотой. Это открытие Тальбот запатентовал в феврале 1841 года как "калотип-процесс" (от греческого Kalos красивый), чем открыл обширное поле деятельности для фотографов.

Единственное, чего пока не знал Генри Тальбот, это то, что сенсибилизированный раствор соли фиксируется лишь частично и отпечатки долго не сохраняются. Средство фиксации фотографических изображений придумал выдающийся ученый сэр Джон Гершель. Это средство на основе гипосульфата соды Тальбот использовал для закрепления отпечатков, сделанных им в начале 1840-х годов, и до сих пор используется в составе фиксажа для черно-белых фотографий.

Собрав все части своих находок, открытий и изобретений, Генри Тальбот задался целью продвижения своего проекта на родине и за рубежом. Он побывал в Париже с целью заключения лицензионного договора с французским патентным бюро относительно процесса калотипии, но безуспешно. Дома же он легко продемонстрировал коммерческую жизнеспособность изобретения, проиллюстрировав книгу "Карандаш природы", изданную в 1844 году. Менее чем за десятилетие Тальбот придумал и воплотил в жизнь новый способ получения изображения, усовершенствовал оптические и химические аспекты искусства фотографии.

Последние 25 лет своей жизни Уильям Генри Фокс Тальбот посвятил разработке и совершенствованию эффективного процесса фотогравюры. Данное занятие оказалось бесполезным и просто удивительно, зачем нужно было тратить столько времени на разработку печати с чернилами вместо светочувствительных солей серебра. Хотя некоторые моменты "чернильных" разработок Тальбота нашли место в связи с изобретением принтера, оригинальное изобретение остается несовершенным.

Среди наиболее известных композиция Тальбота, "Открытая дверь" является сознательной попыткой художника создать фотографическое изображение в соответствии с британским вкусом к голландской жанровой живописи 17-го века.

Семена одуванчика - кспериментальное доказательство потенциала разрабатываемой Тальботом фотогравюры.

Фотография включенная в книгу "Sun Pictures", опубликованную в Шотландии в 1845 году. Романтическое настроение, переданное в фотографии, вполне подходит к образу писателя. Могила, сокрытая навесом готических руин, сами руины окружены ажурным контуром крон деревьев, заменяющих трансепты здания, и вся сцена имеет глубокий тон калотипа.

Фотографии в тексте.

1. Снимок из "Album di Disegni Fotogenici", или альбома Бертолони.

Художники часто включают в сложные цветочные и фруктовые композиции натюрмортов изделия из граненого хрусталя или изделий из стекла в качестве демонстрации виртуозности своей живописной техники. Написание красками прозрачного объекта, который видим только потому, что в нем отражаются другие предметы натюрморта, является особой задачей и в случае успеха вызывает восторг у зрителя. Создав эту фотографию, Тальбот будто пытается сказать: "Посмотрите, новое искусство фотографии способно дать вам не один бокал, а целую полки, полные хрусталя" .

Фотография в первоначальной стадии своего развития это изображение в единственном экземпляре, его можно было повторить, но с него нельзя было получить ни одной копии. Значение изобретенного Тальботом в области фотографии столь велико и даты его открытий так близки к дате рождения фотографии, что имя его заслуживает быть поставленным в один ряд с именами и . Уильям Генри Фокс Тальбот автор важнейшего для всего дальнейшего развития фотографии изобретения негатива и оптического увеличения. Теперь, с момента изобретения фотографического негатива фотографический процесс стал распадаться на два основных и последовательных процесса - негативный и позитивный.

Уильям Генри Фокс Тальбот (William Henry Fox Talbot) родился 11 феврале 1800 г. в поместье своего отца Вильяма Девенпорта Тальбота - в аббатстве Лакок (графство Вилтшир в юго-восточной Англии, между Саутгемптоном и Бристолем).

Война, которую вела тогда Англия с Францией (1793-1815 гг.), приносила огромные барыши английским лендлордам, способствуя росту цен на сельскохозяйственные продукты и росту ренты. И когда в 1815 году был заключен парижский мир, Англия оказалась владычицей всех морей и чуть ли не единственной крупной колониальной державой: значение в этой области не только Франции, но и Нидерландов было уничтожено. Англии удалось во всех частях света приобрести новые владения и тем самым новые рынки для своих товаров.

К числу безмерно разбогатевших в те годы помещиков принадлежали и Тальботы. Им нетрудно было дать Фоксу Тальботу блестящее по тем временам образование в Тринити-колледже Кембриджского университета, где он изучал преимущественно математические науки.

После изучения курса наук, в 1823 г. Фокс Тальбот отправился в путешествие по Италии. Совершенно очевидно, что будущий изобретатель фотографического процесса пользовался для зарисовывания ландшафтов. Использование камеры-обскуры для фиксации в своих путевых альбомах красивых пейзажей и знаменитых памятников старины было популярным занятием "знатных путешественников".

В годы своей молодости Тальбот принимал участие в политической жизни Англии. В списке "джентльменов без профессий", составивших подавляющее большинство английского парламента, избранного в 1832 г. , значилось имя Фокса Тальбота из графства Уилтшир. Он оставался членом парламента до 1834 г. В дальнейшем его интерес к политике угас и он становится известным только как "частный ученый", высокообразованный и необыкновенно плодовитый изобретатель в области фотографии.

В 1833 г., Фокс Тальбот повторил путешествие в Италию, по возвращении из которого, в 1834 г. он начинает свои изыскания в области фотографии. Тальбот поставил перед собой задачу - добиться закрепления световых изображений химическим путем и решению этой задачи посвятил почти всю свою дальнейшую деятельность.

Из химической литературы того времени было известно о светочувствительности азотнокислого серебра. Свой первый негативный материал Тальбот приготовил из бумаги, нанеся на нее слои свежеосажденного хлористого серебра. Потом Тальбот совершенствовал этот метод: пропитывал бумагу крепким раствором поваренной соли, сушил и купал ее в растворе азотнокислого серебра. Однако такой негативный материал обладал низкой чувствительностью к свету, что было категорически неприемлемо для натурных съемок посредством камеры-обскуры. Эксперименты с многочасовой выдержкой также не дали желательных результатов.

Узнав о затруднениях Тальбота, известный физик и химик Гемфри Деви (Humphrey Davy) сообщает ему о том, что светочувствительность хлористого серебра гораздо выше чем иодистого серебра. Уже давно Гемфри Деви вместе с Томасом Веджвудом (Thomas Wedgwood) проводили фотографические эксперименты, основанные на получении изображения предметов, положенных на светочувствительный материал и освещенных достаточным количеством света. Позднее результат этих опытов назовут .

Тальбот приступил к опытам, но замечает, что иодистое серебро теряет чувствительность из-за избытка солей иодистого калия. Таким образом Тальбота приходит к мысли фиксировать хлоросеребряные изображения не поваренной солью, как он это делал раньше, а иодистым калием. К началу 1835 г. Тальбот проверяет эту идею на практике и убеждается в правильности ее. Сначала Тальбот делал копии гравюр, цветов и кружевных изделий, а к лету 1835 года уже проводил эксперименты как с помощью больших, так и маленьких камер.

Бумажный негатив. 1834г. Калотип "Открытая дверь". 1844 г.

В течение следующих трех-четырех лет Тальбота занимают исследования других физических и химических проблем и над дальнейшим усовершенствованием фотографического процесса специально не работает. Тальбот был настоящим эрудитом. Его любознательность обнимала области математики, химии, астрономии, ботаники, философии, филологии, египтологии и истории искусства.

Вернуться к изысканиям в области фотографии Тальбота заставляет сенсационное сообщение, проникшее в печать в январе 1839 г., о том, что французский художник Дагер изобрел фотографию. Тальбот был раздосадован. Прервав опыты по фотографии, он не довел их до гораздо больших результатов. Все же Тальбот пытался оспорить первенство Дагерра, представив 30 января 1839 г. Лондонскому королевскому обществу письменный доклад о своем способе получения световых изображений на хлоросеребряной бумаге ("Доклад об одном виде рисования посредством света, или процессе, при помощи которого естественные предметы сами дают свои изображения без помощи карандаша художника"). В дополнение физик Майкл Фарадей (Michael Faraday) продемонстрировал полученные Тальботом фотографии.

Не ограничиваясь публикациями своего способа в Англии, Тальбот поспешил известить о нем французские научные круги, и 20 февраля 1939 г. написал члену французской академии наук Жану Батисту Био (Jean-Baptiste Biot), с которым познакомился за несколько лет до этого в Англии. В письме он сообщал, что добился получения хлоросеребряных изображений; эти изображения он фиксирует иодистым калием или крепким раствором поваренной соли или новым, особенно хорошо действующим препаратом, который ему порекомендовал Джон Фредерик Уильям Гершель (John Frederick William Herschel) и который он пока что должен держать в секрете. 2 марта 1839 года Тальбот открыл секрет, сообщив, что наилучшим фиксирующим средством для хлоросеребряных изображений служит серноватистокислый натрий (гипосульфит).

Сэр Джон Гершель, который назвал изобретение Тальбота фотографией и пустил в обращение слова "негатив" и "позитив" для того, чтобы объяснить его процесс, считал зернистый отпечаток на бумаге детской забавой по сравнению с серебряным изображением. Но предложил ему более эффективный способ удалять неиспользованный хлорид серебра с тем, чтобы изображение не изменялось при солнечном свете, - пользоваться гипосульфитом натрия, который сэр Джон еще двадцать лет назад, в 1819 году, считал лучшим средством для растворения солей серебра.

Гершель и Тальбот неоднократно проводили совместные эксперименты. "Я помню, как нас посетил господин Фокс Тальбот, который пришел показать Гершелю свои прелестные картинки папоротника и кружева, полученные с помощью нового процесса", - вспоминала жена Джона Гершеля, - "Когда зашла речь о сложности фиксации изображения, Гершель взял у него одну из картинок и вышел. Через несколько минут он вернулся: "Я думаю оно зафиксировано", - сказал он, передавая господину Фоксу Тальботу изображение. Так началось использование гипосульфита в фотографии". Эта методика была сразу же перенята Тальботом, а несколько позднее и Дагером. Главными направлениями исследований Гершеля были астрономия, физика и химия, он фактически не занимался изучением фотографии. Но в 1842 году Гершель все-таки внёс свой вклад в развитие фотографии, разработав метод .

15 марта того же 1839 г. Тальбот сообщил об особой чувствительности бромосеребряной бумаги, которую он закладывает в камеру-обскуру и на которую получает изображения прямым почернением.

Несмотря на всё значение этих изысканий для всего дальнейшего развития фотографии, Тальботу трудно было соперничать с достижениями Дагерра. Деликатная тональность дагеротипа и передача мельчайших деталей, видимых с помощью увеличительного стекла, отвлекли всеобщее внимание от более рыхлых изображений на бумаге, которые получил Генри Фокс Тальбот. Его изображения уступали по своему совершенству, по своей светочувствительности. Франсуа Араго не преувеличивал, когда сообщил палате депутатов о том, что первенство Дагерра в изобретении фотографии признано не только учеными Франции.

После опубликования метода Дагерра работа Тальбота пошла успешнее. Изучив опыт Дагера, Тальбот вновь обратился к иодистому серебру и открыл, что мало заметное и вовсе невидимое (скрытое) изображение может быть проявлено и усилено галловой кислотой.

Однажды, подвергнув листки светочувствительной бумаги короткому экспонированию в камере, Тальбот отложил в сторону один из этих листков, на котором получил едва заметное изображение. Через некоторое время он обнаружил на этом листке ясное и четкое негативное изображение и установил вещество, которое способствует выявлению такого изображения лишь после самой незначительной выдержки в камере. Так он изобрел получение бумажных негативов, назвав свое изобретение "калотипией" (от греч. слов kalos - красивый и typos - отпечаток).

Его жена называла маленькие камеры «мышеловками». Он размещал несколько таких камер вокруг своего дома, аббатства Лакок, находившегося в местечке Чиппенхэм, графства Уилтшир, и удачно получал каждой камерой, после экспозиции всего в тридцать минут, отличную «миниатюрную фотографию тех объектов, перед которыми устанавливались камеры». Он фиксировал эти изображения, размером в один квадратный дюйм, промывая бумагу в крепком растворе обычной соли или в йодиде калия.

8 февраля 1841 г. Фокс Тальбот получил английский патент на это свое изобретение. Теперь на специально обработанной бумаге после сравнительно короткого экспонирования Тальбот проявлял скрытое изображение посредством повторной обработки покрытия бумаги. Полученный бумажный негатив Тальбот фиксировал первоначально бромистым калием, а позже - с июня 1843 г. - гипосульфитом. Посредством подогревания на нагретом железном листе он добился значительного повышения светочувствительности калотипных бумаг. Далее, он стал делать бумажные негативы прозрачными, пропитывая их воском.

Теперь в распоряжении Тальбота появился негатив, с помощью которого можно было изготовить позитивные отпечатки на хлоросеребряной бумаге. Таким образом Тальбот практически осуществил размножение фотографических отпечатков.

Тальботу, удалось выдвинуть и правильно решить задачу увеличения фотоснимков. Он указал, что с малого калотипного негатива при помощи особой камеры и линз, можно получить увеличенное негативное изображение, которое даст увеличенную копию на бумаге. Осуществив позитивную печать с увеличением, Тальбот в том же году открыл типографию для изготовления печатных форм своей книги "Карандаш Природы" (The Pencil of Nature, 1844–1846) – первого в мире издания, иллюстрированного фотографиями. В июле 1843 г. Тальбот оформил английский патент на метод получения увеличенного изображения.

Книга "Карандаш Природы". Книга "Карандаш Природы". Книга "Карандаш Природы".

Тальбот не только брал патенты на все свои изобретения, на каждое новое усовершенствование, которое вносил в фотографический процесс, но и строго следил за тем, чтобы запатентованные им способы не использовались кем-либо без его специального на то разрешения, - преследовал в судебном порядке тех, кто нарушал его изобретательские права. Тальбот словно сводил счеты за тот удар по самолюбию, за ту досаду, которые ему пришлось перенести в 1839 г., когда он так неосмотрительно запоздал с завершением своих изысканий в области фотографии.

В 1851 Тальбот впервые провел фотосъемку с очень малой экспозицией, а в следующем году запатентовал способ фотографирования с наложением «экрана» на фотопластинку, ставший предтечей метода получения растрового полутонового изображения.

Тяга Тальбота к патентам и его крайняя нетерпимость ко всем случаям их нарушения настолько заметно тормозили работу научных исследователей и изобретателей в области фотографии и восстанавливали их против Тальбота, что президент Лондонского королевского общества счел необходимым обратиться к нему в 1852 г. с письмом, в котором указал, что в интересах науки и искусства Тальботу следует быть снисходительнее в использовании своих изобретательских прав.

Тальбот ответил на это согласием пренебречь своими патентными правами и предоставить их в дар обществу, исключая, однако, тех лиц, которые вознамерятся использовать его изобретение с коммерческой целью. Это решение Тальбота сразу же повело к значительному расширению во всех странах круга ученых и изобретателей, работающих в области развития и усовершенствования его методов, которые приобрели широкую известность под названием "тальботипии", - повело к новым достижениям и открытиям в области фотографии.

Изобретатель негативно-позитивного процесса - Уильям Генри Фокс Тальбот - обладал множеством талантов. В равной мере увлеченный наукой Тальбот был одним из ученых, дешифровавших в 1857 клинописный текст ассирийского царя Тиглатпаласара I (ок. 1150 до н.э.). Опубликовал около 70 переводов других ассирийских клинописных текстов и 50 статей по различным вопросам естественных наук и математики.

Умер Фокс Тальбот 17 сентября 1877 г. в том же аббатстве Лакок, где он родился и прожил свою довольно долгую жизнь, оставившую глубокий след в истории фотографии. Последние годы жизни он с неослабной энергией трудился над разработкой вопросов цветной фотографии.


Уильям Генри Фокс Тальбот (англ. William Henry Fox Talbot; 11 февраля 1800 - 17 сентября 1877) - английский физик и химик, один из изобретателей фотографии. Изобрел негативно-позитивный процесс, то есть способ получения на светочувствительном материале негативного изображения, с которого можно получить неограниченное число позитивных копий.
Уильям Генри Фокс Тальбот.1864.


Родился 11 февраля 1800 в Мелбери-Аббасе (графство Дорсет), был единственным ребенком в семье Уильяма Давенпорт-Толбот (1764-1800) и Елизаветы Терезы Толбот (1773-1846), второй дочери Графа Илчестера. Когда Уильяму Тальботу исполнилось только 5 месяцев, его отец умер. Матери через 4 года вышла замуж за Чарльза Филдинга (1780-1837). Талбот активно использовал семейные связи в научных и политических кругах, что вызвало сильное возмущение его оппонентов.Учился сначала у частных педагогов, затем в Харроу. Окончил Тринити-колледж Кембриджского университета. Занимался математикой, ботаникой, кристаллографией, расшифровкой клинописных текстов. Был избран членом Королевского астрономического общества, Линнеевского общества, Лондонского королевского общества.
Портрет Тальбота 1844

В 1823 году во время своего первого путешествия по Италии Толбот пользовался камерой-обскурой для зарисовки пейзажей с натуры. Он искренне восхищался красотами чужой страны и, наблюдая за повседневной жизнью иностранцев, мечтал запечатлеть все увиденное. Изобретатель не планировал заниматься каким-то определенным жанром, такого понятия, как жанровая фотография, тогда просто не существовало. Однако в его знаменитом альбоме калотипии «Карандаш природы» (1844–1846) есть снимок «Приставная лестница», на котором четко просматривается бытовой сюжет, характерный для жанрового снимка.
«Приставная лестница» из альбома «Карандаш природы», 1844–1846.

В 1835 году создал первый негатив, в качестве носителя изображения Тальбот использовал бумагу, пропитанную нитратом серебра и раствором соли. Он фотографировал окно своей библиотеки изнутри, камерой с оптической линзой, величиной всего 8 см.
Портрет лакея, 1840 год, выдержка 3 минуты

В 1840 году открыл способ создания позитивной копии на солевой бумаге с бумажного негатива, с помощью которого можно создать любое количество последующих копий Эта технология соединяла в себе высокое качество и возможность копирования снимков (позитивы печатались на аналогичной бумаге). Тальбот назвал эту технологию «калотипией», а неофициально ее окрестили «толботипией».
Портрет Элы, дочери Тальбота. начало 1840-х

Изобретатель Дагерротипии – Луи Жак Манде Дагер, представил ученому совету почти такое же свое открытие в 1939 году, но в отличии от процесса Тальбота, дагерротип создавался на стекле, а не на бумаге. Несмотря на то, что к 1839му году Тальбот давно знал о таком способе получения отпечатков, его открытие не было признано первым. Тем не менее, история расставила все точки над і, и фотосъемка последние 100 лет велась именно с помощью техники, которую открыл Уильям Генри Фокс Тальбот. К тому же, негативно-позитивный процесс позволяет делать копии с негатива, а в дагерротипии такого быть не может (негатив там отсутствует).
Плотники за работой. 1842

В 1841 году Тальбот зарегистрировал патент на негативно-позитивный способ создания фотоснимков. Для съемки он использует йодо-серебряную бумагу, проявляет с помощью и нитрата серебра. Фиксирует с помощью тиосульфата натрия. Получившийся негатив он опускает в емкость с воском, который делает снимок прозрачным. После этого он накладывает прозрачный негатив на чистую йодо-серебряную бумагу, экспонирует и получает позитивную копию после проявления и фиксации.
Лекок-Абби. 1842

В 1844 году Тальбот опубликовал первую книгу с фотоиллюстрациями: The Pencil of Nature; при этом он использует вручную нарисованные калотипии.
Обложка книги The Pencil of Nature

Также открыл эффект Тальбо - самовоспроизведение изображения периодической решетки. В статье, опубликованной в журнале «Philosophical Magazine» за 1836 год, он описывает опыты, в которых он обнаружил периодическую смену цветов в изображении дифракционной решетки, когда отодвигал от нее фокусирующую линзу, используемую для наблюдения. В его работе нет ни количественных измерений, ни попытки объяснить наблюдаемое.
Подвесной мост в Руане, Франция.1843

Умер Тальбот в Лейкок-Абби (графство Уилтшир) 17 сентября 1877.
Леди Элизабет Тереза Филдинг. 1843

Спящий Николас Хеннеман. 1843

Портрет Горации Марии Филдинг и Томас Гасфорда.1843

Портрет молодого мужчины. 1843

Открытая дверь,1843

Лондонская улица 1845

Портрет Невилла Стори-Маскелина.1845

Рыночная площадь, 1845

Торговцы фруктами.1845

Улица города.1845

Фокс Тальбот со своими ассистентами за работой, 1845

Фотостудия Тальбота.1845

Улица во Франкфурте, пасмурный день, 32 минут в камере 1846

Рассел-стрит 1848

Церковь Святой Троицы, Оксфорд-роуд,1848


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении