Знай свое дело

Практическая работа выявление условий почвообразования основных. Практическая работа выявление условий образования основных типов почв и оценка их плодородия

Практическая работа №10.

­Тема: Определение по картам условий почвообразования для основных зональных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности)

­Почвы и грунты есть зеркало и

вполне правдивое отражение,

pe­зультат векового взаимодействия

между водой, воздухом, землей, с

одной стороны, растительности и

животными организмами

и возрас­том территории ­ с другой.

В. В. Докучаев
­Цели работы:

1. Познакомиться с основными зональными ти­пами почв нашей страны. Определить условия их образования.

2. Проверить и оценить умение работать с различными источ­никами географической информации, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

­Последовательность выполнения работы:

1. На основе анализа текста учебника, с. 93-95, рис. 44, почвенной кap­ты (атлас) и почвенных профилей (учебник, с. 92, рис 43) определите усло­вия почвообразования для основных типов почв России.

2. Результаты работы оформите в виде таблицы.

^ Работа по вариантам.

Вариант I – тундровые, подзолистые, дерново-подзолистые;

Вариант II – серые лесные, черноземы, бурые почвы полупустынь.


Варианты

Типы почв

^ Географическое положение

Условия почвообразования (соотношение тепла и влаги, характер растительности)

Особенности почвенного профиля

Содержание гумуса

Плодородие

I

Тундровые

Север России, побережье Северного Ледовитого океана

Недостаток тепла, низкая испаряемость и, как следствие, избыток влаги, отсутствует древесная растительность, есть только травы и невысокие кустарники + мхи и лишайники, много болот, наличие вечной мерзлоты.

Отсутствие ярко выраженных почвенных горизонтов, почвы кислые, характерны процессы оглеения. Малая мощность почв.

До 10%, в торфянистых и перегнойных почвах до 40%, мощность гумусового горизонта до 20 см.

Очень низкое.

I

Подзолистые

Таежная зона России

Несколько большее кол-во тепла, чем в тундре, но сохраняется избыток влаги, явное преобладание древесной растительности, много болот. Промывной режим.

Почвенный горизонт, находящийся под гумусовым и имеющий цвет золы, сильно выражен.

1-6%.Гумусовый горизонт до 20 см.

Низкое.

I

Дерново-подзолистые

Южная тайга и смешанные леса

Некоторый избыток влаги, большее кол-во тепла, чем в северной тайге и тундре, древесная растительность преобладает, но травянистая растительность более разнообразна. Промывной режим.

Сохраняется выраженность подзолистого горизонта, но с присутствием процесса дернования.

1-6%. Гумусовый горизонт до 20 см

Невысокое.

II

Серые лесные

Смешанные (юг) и широколиственные леса, лесостепь

Оптимальное соотношение тепла и влаги. Древесная и травянистая растительности разнообразны. Периодически-промывной режим.

Более мощная почва по сравнению с дерново-подзолистой, более мощный гумусовый горизонт, процесс вымывания орг.веществ ослабевает.

1-8%. Гумусовый горизонт до 30 см.

Выше среднего.

II

Черноземы

Лесостепь и степь юга России

Континентальный степной климат с теплым летом и холодной зимой с некоторым недостатком влаги, преобладает травянистая растительность. Промывной режим отсутствует.

Очень мощная почва с большим гумусовым горизонтом.

5-10% в гумусовом горизонте 45-60 см.

Высокое и очень высокое.

II

Бурые почвы полупустынь

Полупустыня Прикаспийской низменности.

Континентальный климат с жарким летом и крайним недостатком влаги. Растительность редкая, травянистая. Характерно засоление почв.

Сухая почва, часто с избытком солей и гипса.

До 1,5% в гумусовом горизонте до 15 см.

Очень низкая.

Сделайте вывод.

Характер почвы и ее плодородность зависят от климата местности, а также от произрастающей на ней растительности. Высказывание Докучаева подтвержается.

Как используются почвы человеком?

Почвы - источник получения сельскохозяйственного сырья, пищи.

Вопросы в параграфе

*Как вы думаете, в каких районах нашей страны орошение, осушение, химическая мелиорация?

Орошение применяется в южных районах страны (юг Русской равнины, островными участками на юге Сибири). Осушение проводят в средней и северной полосе Русской равнины, Западной Сибири, юге Дальнего Востока. Химическая мелиорация применяется повсеместно.

Вопросы в конце параграфа

1. Какое значение имеют почвы в жизни природы и человека?

Почва главный источник сельскохозяйственных продуктов и сырья для промышленности. Почвы имеют огромное экологическое значение. Почва – важное звено круговорота веществ и энергии. В почве органическое вещество превращается в неорганическое.

2. От чего следует защищать почву?

Почвы следует защищать от эрозии, химического загрязнения, деградации верхнего плодородного слоя, опустынивания, уплотнения.

3. Какие виды мелиорации проводятся в нашей стране? С чем связан выбор того или иного вида мелиорации?

Орошение и обводнение, осушение, противоэрозионные мероприятия, химическая мелиорация. Выбор того или иного вида мелиорации зависит от природных условий и типа почв. К примеру, при засушливом климате используют орошение полей, при излишнем увлажнении – осушение.

ИТОГОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

1. Докажите на примере любых почв, что почвы являются «зеркалом» ландшафта.

Рассмотрим формирование чернозема. Чернозем наиболее плодороден из всех других известных видов почв. Чернозем формируется в степных и лесостепных областях России, а само его формирование занимает не один десяток лет. Для образования чернозема необходимо наличие определенных природных условий, например, таких как умеренно холодный и сухой климат, обилие луговой и степной растительности. В процессе разложения (гумификации) огромного количества остатков растительности, ежегодно накапливающихся в почве, происходит образование и накопление в верхнем слое почвы так называемого гумуса, который, по сути, является перегноем. Гумус считается самым ценным элементом в составе чернозема. Таким образом равнинные ландшафты, густая травянистая растительность, определенные климатические условия – факторы формирования черноземов.

2. Практическая работа №6. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородия.

Объясните, от чего зависит плодородие почв. Назовите самые плодородные почвы России, объясните географию их распространения.

Плодородие почвы зависит от содержания в ней питательных веществ, воды воздуха, от ее механического состава. Особое значение имеет количество перегноя. Самыми плодородными почвами России являются черноземы. в этой почве гумуса содержится намного больше, чем во всех остальных типах. Образуется в условиях континентального умеренного теплого климата в зоне степей и на открытых участках лесостепей.

Какие процессы почвообразования происходят в условиях избыточного, достаточного и недостаточного увлажнения?

В условиях избыточного увлажнения происходит болотный процесс почвообразования, в условиях достаточного увлажнения – подзолистый и дерново-подзолистый, в условиях недостаточного увлажнения – дерновый.

Дайте оценку основных типов почв нашей страны. Укажите, какие из них наиболее благоприятны для сельского хозяйства, на каких в основном размещены леса.

Тундровые глеевые почвы находятся на равнинах. Образуются без особого влияния на них растительности. Эти почвы находятся в областях, где есть многолетняя мерзлота (в Северном полушарии). Зачастую глеевые почвы – это места, где обитают и кормятся летом и зимой олени.

Арктические почвы получаются в результате оттаивания вечной мерзлоты. Такая почва довольно тонкая. Максимальный слой гумуса (плодородного слоя) составляет 1-2 см. У этого типа почв низкая кислая среда. Почва эта не восстанавливается из-за сурового климата. Эти почвы распространены на территории России только в Арктике (на ряде островов Северного Ледовитого океана). В силу сурового климата и маленького слоя гумуса, на таких почвах ничего не растет.

Подзолистые почвы распространены в лесах. В почве всего 1-4% гумуса. Подзолистые почвы получаются благодаря процессу подзолообразования. Происходит реакция с кислотой. Именно поэтому этот тип почвы еще называется кислый. Подзолистые почвы первым описал Докучаев. В России подзолистые почвы распространены в Сибири и на Дальнем Востоке. Такие почвы в земледелии необходимо правильно обрабатывать. Их надо удобрять, вносить в них органические и минеральные удобрения. Такие почвы скорее более полезны на лесозаготовках, чем в сельском хозяйстве.

Серые лесные почвы образуются на территории лесов. Непременным условием для формирования таких почв является наличие континентального климата. Лиственных лесов и травяной растительности. Места образования содержат необходимый для такой почвы элемент – кальций. Благодаря этому элементу вода не проникает в глубь почв и не размывает их. Эти почвы серого цвета. Содержание гумуса в серых лесных почвах составляет 2-8 процентов, то есть плодородность почв средняя. Серые лесные почвы разделяются на серые, светло-серые, а также темно-серые. Эти почвы преобладают в России на территории от Забайкалья до Карпатских гор. На почвах выращивают плодовые и зерновые культуры.

Бурые лесные почвы распространены в лесах: смешанных, хвойных и широколистных. Эти почвы есть только в условиях умеренного теплого климата. Цвет почвы бурый. Обычно бурые почвы выглядят так: на поверхности земли слой опавшей листвы, около 5 см высотой. Далее идет плодородный слой, который составляет 20, а иногда 30 см. Еще ниже следует слой глины в 15-40 см. Бурых почв бывает несколько подтипов. Подтипы варьируются в зависимости от температур. Выделяют: типичные, оподзоленные, глеевые (поверхностноглеевые и псевдоподзолистые). На территории Российской Федерации почвы распространены на Дальнем Востоке и у предгорий Кавказа. На этих почвах выращивают неприхотливые культуры, например, чай, виноград и табак. Хорошо на таких почвах растет лес.

Каштановые почвы распространены в степях и полупустынях. Плодородный слой таких почв составляет 1,5-4,5%. На светло-каштановых почвах земледелие возможно только при обильном поливе водой. Основное предназначение этой земли – это пастбища. На темно-каштановых почвах хорошо растут и без полива следующие культуры: пшеница, ячмень, овес, подсолнечник, просо.. Каштановые почвы в России распространены на территории Кавказа, на Поволжье и в Средней Сибири.

Чернозем – в этой почве гумуса содержится намного больше, чем во всех остальных типах. Образуется в условиях континентального умеренного теплого климата в зоне степей и на открытых участках лесостепей. Процессы разложения в теплое время года протекают быстро, а частичное вымывание гумуса происходит лишь ранней весной и поздней осенью. Гумус постоянно накапливается, создавая очень высокое плодородие почвы. На черноземных почвах степей и лесостепей выращивают зерновые культуры (пшеница, кукуруза), подсолнечник, сахарную свеклу.

3. Какие виды деятельности приводят к нарушению естественного плодородия почвы? Как можно улучшить плодородие почвы?

Как правило, нарушение почв – результат нерационального ведения сельского хозяйства. Плодородие почв теряется при несоблюдении севооборотов, неправильное внесение удобрений, уплотнении почв под тяжестью сельхоз техники, перевыпасе скота. Плодородие почв может теряться и при эрозии, к которой приводят неправильная распашка, вырубка лесов. Плодородие почв можно улучшить путем мелиорации (орошении, обводнении, противоэрозионных действий, химической мелиорации) и введением сложных севооборотов.

ПОЧВЫ ТАЕЖНО-ЛЕСНОЙ ЗОНЫ

Подзолистые почвы являются наиболее распространенными почвами России, преобладают в таежно-лесной зоне, охватываю­щей более 50 % ее территории, в том числе около 18 % площади расположено в горных районах Средней и Восточной Сибири. Таежно-лесную зону и северную часть лесостепной зоны с серыми лесными почвами часто называют Нечерноземной зоной, учиты­вая общность природно-хозяйственных признаков и особенности ведения земледелия на этой территории.

Условия Почвообразования

Природные условия таежно-лесной зоны чрезвычайно разно­образны в связи с ее огромной протяженностью с севера на юг (от зоны тундры до лесостепной) и с запада на восток (от Ленинград­ской области до берегов Охотского и Японского морей). Равнин­ные, в основном европейская и западносибирская, части таежно-лесной зоны по климатическим условиям, растительности и по­чвенному покрову подразделяют с севера на юг на три подзоны: северную, среднюю и южную тайгу. Восточнее также выделяют крупные территории зоны, различающиеся по природным услови­ям и почвенному покрову. Отметим общие показатели условий почвообразования таежно-лесной зоны.

Климат . Климат зоны умеренно холодный, с нарастанием континентальности к востоку. В районах Восточной Сибири он резко континентальный, а на Дальнем Востоке - муссонный. Средняя годовая температура на западе европейской территории таежно-лесной зоны 4 °С, в восточной ее части (Среднее Предуралье) около 1 °С, в Восточной Сибири -7...-16 °С и на Дальнем Востоке до 7,5 °С. Годовое количество осадков в северотаежной подзоне центральной части европейской территории России око­ло 400 мм, в среднетаежной около 500 мм и в южнотаежной около 600 мм. Сумма годовых температур >10 °С соответственно состав­ляет около 1200,1600 и 2200 °С. К западу количество осадков и сум­ма температур возрастают, а к востоку снижаются.

Основное количество осадков в зоне выпадает в теплое время года; годовое количество осадков на большей территории преоб­ладает над испаряемостью в 1,1 - 1,3 раза, а это, особенно под ле­сом, обеспечивает промывной тип водного режима, создает усло­вия для образования подзолистых почв. Однако во многих райо­нах Восточной Сибири (Центрально-Якутская низменность и др.) увлажнение недостаточное, годовое количество осадков меньше испаряемости. Азиатская территория, особенно Восточ­ная Сибирь, расположена в зоне островной и сплошной вечной мерзлоты с распространенным здесь мерзлотным типом водного режима, оказывающим значительное влияние на процессы поч­вообразования.

Рельеф . Европейская часть таежно-лесной зоны располо­жена в пределах волнистой и увалистой равнины. На формирова­ние ее рельефа, в том числе возвышенностей, большое влияние кроме тектонических процессов оказала деятельность Скандинав­ского, Ново-Земельского, Северно-Уральского ледников и пото­ков ледниковых вод в ледниковую эпоху, а также ветра, делюви­альных вод и криогенных процессов в постгляциальный период. В итоге сформировался склоновый рельеф, расчлененный речными долинами, с хорошо выраженной овражно-балочной сетью, спо­собствующий активному развитию плоскостной водной эрозии, особенно на пашне.

Западносибирская часть зоны охватывает Западносибирскую низменность. Это обширная слабодренированная равнина. Вос­точнее преобладают плоскогорья и горные районы, среди которых выделяется обширная Центрально-Якутская низменность. На Дальнем Востоке среди горных образований располагаются низ­менности, являющиеся основными земледельческими территори­ями.

Почвообразующие породы в европейской части и Западной Си­бири представлены в основном разнообразными четвертичными бескарбонатными отложениями ледникового, водно-ледникового и озерно-ледникового происхождения различного гранулометри­ческого состава (морены, флювиогляциальные пески и супеси, по­кровные суглинки и глины и т. д.;. Кроме этих пород выделяются древнеаллювиальные и современные аллювиальные отложения, элювий и делювий коренных пород, а иногда и лёссо­видные суглинки.

Часто наблюдается двучленность почвообразующих пород по гранулометрическому составу в пределах почвенного профиля, влияющая на водные, физические и другие свойства почв. В райо­нах (исключая горные) Средней и Восточной Сибири почвообра­зующие породы представлены главным образом элювием и делю­вием коренных пород; в Центрально-Якутской низменности пре­обладают четвертичные лёссовидные суглинки и супеси, а на рав­нинах Дальнего Востока - четвертичные и более древние породы различного гранулометрического состава.

Растительность . Преобладают таежные леса, в основ­ном хвойные с моховым покровом, а на юге зоны древостой состо­ит из лиственных и широколиственных древесных пород с приме­сью хвойных, с травянистым и моховым покровом. Открытые не­заболоченные территории заняты луговыми, а переувлажнен­ные - болотными ассоциациями растений. Особенно много болот в северной части зоны и в пределах Западносибирской низмен­ности.

Подзоны европейской и западносибирской частей зоны харак­теризуются по растительности следующими особенностями.

Подзона северной тайги занята редкостойными еловыми леса­ми с примесью березы, лиственницы и осины с моховым, лишай­никовым и мохово-кустарниковым напочвенным покровами. В западной части подзоны и на легких почвообразующих породах преобладают сосновые леса.

Северная тайга является подзоной глеево-подзолистых и под­золистых иллювиально-гумусовых почв.

Подзону средней тайги иногда называют подзоной зеленомошных темнохвойных еловых лесов; травянистая растительность под пологом леса практически отсутствует. Это типичная тайга. На легких породах развиваются сосновые боры - беломошники. Не­редко встречается лишайниковый напочвенный покров. На вы­рубках и пожарищах хвойные породы уступают место березе и осине.

Средняя тайга является подзоной подзолистых почв. Подзона южной тайги занята смешанными широколиственно­хвойными лесами с мохово-травянистым и травянистым покрова­ми. К востоку доля широколиственных пород (дуб, ясень, клен, липа) уменьшается, а доля хвойных пород, в том числе пихты, воз­растает. Вырубки и пожарища, так же как и в средней тайге, быст­ро занимают осина и береза. Эти древесные породы в южнотаеж­ной подзоне Западной Сибири наряду с хвойными являются пре­обладающими. Почвенный покров южной тайги образует подзону дерново-подзолистых почв.

Для средне- и восточносибирской таежно-лесной зоны ха­рактерны светлохвойные лиственничные леса, для Дальнего Востока - светлохвойные, темнохвойные и широколиственные леса.

Как было отмечено, условия почвообразования изменяются в таежно-лесной зоне не только с севера на юг по подзонам, но и с запада на восток, а это обусловливает формирование фациальных особенностей почв, выражающихся в возникновении в почвах специфических признаков, свойств и режимов. Выделяют теплую (западно- и южноевропейскую), умеренную (восточноевропейс­кую), холодную (западно- и среднесибирскую), длительно-мерзлот­ную (восточносибирскую и дальневосточную) и холодную влажную (тихоокеанскую) фации - Камчатка, Сахалин.

Основными процессами, под влиянием которых происходило образование почвенного покрова таежно-лесной зоны, являются подзолистый, дерновый и болотный (торфообразование и оглеение). Отмечено также проявление лессиважа, а на территории Центрально-Якутской низменности - солонцового, солончако­вого процессов и процесса осолонения. Рассмотрим главные по­чвы зоны: подзолистые, дерново-подзолистые.

Подзолистые Почвы

Подзолистые почвы наиболее распространены в среднетаежной и северотаежной подзонах, встречаются также в южнотаеж­ной подзоне.

Название «подзолистые почвы» происходит от народного слова «подзол», что отражает окраску находящегося под лесной подстил­кой подзолистого слоя, по виду напоминающего золу. Название это введено в научную литературу В. В. Докучаевым.

подзолистые почвы

дерново-подзолистые

Подзолистые почвы разделяют на два подзональных подтипа: подзолистые и глеево-подзолистые.

Подзолистый процесс - главный почвообразовательный про­цесс, под воздействием которого образовались подзолистые по­чвы. В результате его проявления происходят разрушение в верх­ней части профиля почвы первичных и вторичных минералов и вынос продуктов разрушения в нижележащие горизонты и грунто­вые воды.

Согласно коллоидно-химической теории К. К. Гедройца, имевшей длительное признание, основная роль в оподзоливании принадлежит водородному иону воды. По теории В. Р. Вильямса, подзолистый процесс связан с определенной группой специфи­ческих органических кислот (креновых, или фульвокислот по со­временной терминологии), которые вызывают разложение мине­ралов твердой фазы почв. Теория подзолообразования получила дальнейшее развитие в результате исследований И. В. Тюрина, С. П.Яркова, А. А. Завалишина, Н. П. Ремезова, И. Н. Антипова-Каратаева, А. А. Роде, Е. Н. Ивановой, И. С. Кауричева, В. В. По­номаревой, Т. В. Аристовской и других ученых.

Согласно современным представлениям в подзолообразовании участвуют фульвокислоты, преобладающие в составе специфичес­кой части гумуса лесных почв, а также низкомолекулярные орга­нические кислоты (уксусная, муравьиная, лимонная и др.) и орга­нические кислоты, образующиеся в результате жизнедеятельности почвенных микроорганизмов и выделяемые корнями растений. Химическое взаимодействие минералов в залегающем под лесной подстилкой слое, в том числе входящих в состав ила, с кислотами приводит к образованию легкорастворимых в воде солей и под­вижных органоминеральных соединений, которые благодаря гос­подству в таежно-лесной зоне промывного водного режима выно­сятся в нижнюю часть профиля почвы или за пределы почвенного слоя.

В результате диссоциации кислотных продуктов и растворения в воде С0 2 возникающий водородный ион вступает в обменные реакции с катионами оснований почвенного коллоидного комп­лекса; в почвенном растворе значительно повышается их концент­рация; они также выносятся вниз с нисходящими токами почвен­ных растворов. Горизонт постепенно обедняется кальцием, маг­нием, фосфором, алюминием и другими элементами, а удаление железа и марганца приводит к его обесцвечиванию. При разруше­нии силикатов и алюмосиликатов образуется вторичный кварц в виде кремнеземистой присыпки, по цвету похожей на золу. В оподзоливаемом горизонте происходит также относительное на­копление входящего в его состав первичного кварца, так как этот минерал устойчив к химическим реакциям. Этот белесый горизонт называют элювиальным или подзолистым, а горизонт, залегающий под ним, - иллювиальным или вмывания.

Интенсивность подзолистого процесса (по С. П. Яркову) зави­сит от сочетания условий почвообразования. Чем слабее нисходя­щий ток почвенных растворов, тем меньше оподзоливается почва, а это связано с показателем соотношения годового количества осадков и испаряемости, гранулометрическим составом и физи­ческими свойствами почвы, ее положением по рельефу, наличием лесной подстилки и т. д. Кроме того, для подзолообразования не­обходимо периодическое чередование избыточного увлажнения (обычно весной) и подсушивания (летом) верхней части профиля лесной почвы. При этом в результате развития восстановительных процессов в лесной подстилке, а иногда и под ней сначала образу­ются легкорастворимые закисные соединения железа и марганца, подвижные формы алюминия, которые легко мигрируют вниз с нисходящими токами почвенных растворов и, окисляясь в иллю­виальном горизонте, закрепляются в нем. Там, где отсутствуют от­меченные условия, подзолистый процесс не проявляется даже под хвойным лесом из-за отсутствия перераспределения содержания элементов по профилю.

Течение подзолистого процесса зависит также от карбонатности материнской породы. При наличии свободных карбонатов про­цесс не идет, так как нейтрализуются кислоты, участвующие в под­золообразовании. Карбонаты являются одновременно природным геохимическим барьером и препятствует выносу элементов.

На выраженность подзолистого процесса большое влияние оказывает состав древесных пород. Под лиственными и широко­лиственными лесами оподзоливание обычно идет медленнее, чем под хвойными, благодаря повышенной зольности опада, в кото­ром больше содержится щелочных, щелочно-земельных и других элементов. Оподзоливание усиливается, если напочвенный по­кров под лесом представлен мхами или лишайниками.

Наряду с оподзоливанием генезис подзолистых почв связан с лессиважем. Лессивирование - сложный процесс, включающий механическое проиливание, комплекс физико-химических явле­ний, вызывающих диспергирование глинистых частиц и переме­щение их с нисходящим током почвенных растворов под защитой подвижных органических веществ, комплексирование и вынос железа (Мельникова, Ковеня, 1974). Процесс лессивирования бо­лее активно протекает под лиственными лесами при участии ме­нее кислого гумуса и подвижных органических веществ, при сла­бокислой и близкой к нейтральной реакции. Так как передвиже­ние ила по трещинам и крупным порам без его разрушения наблю­дается во многих почвах, то лессиваж нельзя считать специфическим процессом для формирования профиля только подзолистых почв.

Кроме указанных процессов почвообразования во всех почвен­ных зонах, в том числе и подзонах таежно-лесной зоны, проявля­ется дерновый процесс. Наиболее существенной его особеннос­тью является накопление гумуса, питательных для растений ве­ществ и создание в верхнем горизонте почвы водопрочной зернис­той и комковатой структуры. Учитывая эту его характеристику, следует отметить, что подтипы подзолистых и глеево-подзолистых почв имеют весьма ограниченные признаки дернового процесса в виде слаборазвитого гумусового слоя (с грубым гумусом или гуму­сом фульватного типа) мощностью 1-5 см.

Земледельческое использование подзолистых почв существен­но нарушает природное почвообразование, так как при распашке земель устраняется влияние на почвообразовательные процессы древесной растительности, лесной подстилки, напочвенного мо­хового и лишайникового покровов; в результате внесения органи­ческих и минеральных удобрений изменяется содержание гумуса и питательных элементов; известкование устраняет повышенную кислотность, возрастает биологическая активность почв; при про­ведении осушительных мероприятий улучшается водно-воздуш­ный режим и т.д. Однако недостаток тепла, а в северотаежной подзоне и света остается мощным ограничивающим полевое зем­леделие космическим фактором.

Дерново-подзо­листые почвы

Физико-химические свойства. Дерново-подзо­листые почвы кислые; кислотность почв западных районов южно­таежной подзоны европейской территории обусловливают катио­ны Н + и А1 3+ , а восточных - в основном Н + ; в профиле наиболее кислыми являются иллювиальные горизонты.

Сумма обменных оснований дернового слоя суглинистых почв снижается от слабоподзолистых видов к сильноподзолистым (от 20-25 до 10 мг-экв и ниже). В подзолистом горизонте сумма об­менных оснований наименьшая, а в иллювиальном - более высо­кая, чем в дерновом слое. Степень насыщенности основаниями дерново-подзолистых почв в целом выше, чем у подтипов подзо­листых почв; однако встречается немало дерново-сильноподзоли­стых слабогумусных почв, у которых степень насыщенности осно­ваниями ниже 50 %.

В результате развития плоскостной водной эрозии значительно изменяются состав и все свойства пахотного горизонта в связи с припахиванием нижележащих горизонтов с характерными для них свойствами. При любой степени смытости пахотный слой пред­ставляет собой смесь горизонтов с преобладанием массы основно­го распахиваемого горизонта, который, как правило, и определяет свойства обрабатываемого слоя.

Состав и свойства дерново-подзолистых почв значительно из­меняются при проведении окультуривающих приемов: почвы ут­рачивают неблагоприятные в агрономическом отношении свой­ства и приобретают новые ценные качества. При этом наиболее существенно изменяется пахотный горизонт.

Муниципальное образовательное учреждение

Гремячевская средняя общеобразовательная школа

Урок по географии

в 8 классе по теме :

Урок разработала:

Мысягина Т.Н.,

учитель географии

р.п. Гремячево, 2013 г

Тема урока : «Главные типы почв России и закономерности их распространения»

Цели и задачи урока:

Сформировать представление о закономерностях распределения почв на территории России, характерных чертах почв России.

Оборудование:

Почвенная карта, физическая карта, таблицы (типы почв России, почвенные разрезы).

Ход урока

I . Организационный момент

II. Повторение. Проверка домашнего задания

Взаимоопрос в группах по 4 человека.

Работа ведется по карточкам: один ученик отвечает на вопросы карточки, трое слушают ответ и проверяют правильность по образцу.

Вопросы карточки:


1. Что называют почвой?
2. Назовите условия почвообразования.
3. Какие из них являются главными?
4. Кто основатель науки о почвах?
5. Как различаются почвы по механическому составу?
б. Назовите свойства почвы.
7. Почему важна для почвы рыхлая структура?
8. Почему почвы России разнообразны?

Ответы для проверки по образцу:


1. Почва - верхний, рыхлый, плодородный слой земной коры.
2. Условия почвообразования - материнская горная порода, растения, животные. Климат (тепло и влажно), рельеф, время.
3. Главные - материнская порода, растения и животные, климат, микроорганизмы.
4. В. В. Докучаев.
5. Песчаные. Супесчаные, суглинистые, глинистые.
6. Почва обладает плодородием (содержит перегной, минеральные соли, воздух, влагу), имеет разный механический состав, структуру,
имеет почвенные горизонты.
7. В рыхлой почве есть кислород и влага. Лучшая структура зернистая.

III . Изучение нового материала

1. Изучение типов почв и их размещение следует начать с работы по почвенной карте.

Учитель : Ребята, посмотрите на почвенную карту России. Назовите почвы.

Учащиеся : Арктические и тундрово-глеевые, подзолистые и дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы, каштановые, бурые и серо-бурые.

Учитель : Кажется, карта пестрая и почвы расположены хаотично. Есть ли закономерности в размещении почв?

Давайте совершим небольшое путешествие (по почвенной карте) с севера на юг по территории Восточно-Европейской равнины. Почвы подчиняются закону широтной зональности, т.к. мы двигались по равнине с севера на юг. В горах почвы изменяются, следуя закону вертикальной зональности от подножия к вершине.

Нарушают закон широтной зональности почвы аллювиальные в поймах рек, почвы болот, вулканические. Тип почв соответствуют типу растительности. «Почва-зеркало ландшафта».

2. Практическая работа № 9. «Выявление условий почвообразования основных зональных типов почв, оценка их плодородия».

Эта практическая работа выполняется одновременно с объяснением учителя и под его руководством. В процессе работы учащиеся используют почвенную и климатическую карты в атласе, схемы строения различных почвенных профилей. В результате у учащихся должна получиться таблица.

Природная зона

Типы почв

Свойства почвы

Условия почвообразования

Учитель : Почвы России разнообразны. Каждому типу растительности соответствует свой тип почвы. Мы проследим смену почв на равнине, двигаясь с севера на юг.

В Арктической пустыне весь год низкие температуры, на поверхности лежит снег или лед, которые не могут быть материнской породой. Поэтому почв в арктической пустыне почти нет. «Почти», потому что в Арктике есть участки, не занятые снегом и льдом, и на них очень медленно формируется тонкий слой арктических почв. К югу в тундре тепла земля получает больше, но лето прохладное и короткое. Почвообразование замедляет и многолетняя мерзлота, охлаждая почву. Растительность представлена мхами и лишайниками и многолетними кустарниками. Под такой растительностью формируются почвы тундрово-глеевые. Гумуса в них мало, т.к.растительный покров не богат и образование гумуса замедлено из-за недостатка тепла.

В тайге формируются подзолистые, а в южной тайге дерново-подзолистые почвы. При избыточном увлажнении идет промыв гумуса, образуется неплодородный горизонт вымывания – подзол.

Учитель : Ребята, почему в тайге мало гумуса, хотя растительность тайги гораздо богаче растительности тундры и степей по биомассе?

Учащиеся: При избыточном увлажнении идет промыв гумуса. Деревья – это многолетние растения, к тому же ель, сосна, пихта – вечнозеленые, только лиственница ежегодно сбрасывает всю хвою.

Учитель дополняет :

Хвоя - неблагоприятный растительный опад, т.к. содержит смолы. При гниении (а оно затруднено) образуются фульвокислоты, которые вымываются из почвы, и к тому же придают ей повышенную кислотность. Поэтому почвы тайги - кислые.

В сибирской тайге почвообразование замедлено из-за подземного «холодильника» - многолетней мерзлоты. Почвы здесь таежно-мерзлотные. Промыва в этих почвах нет из-за мерзлоты, которая является водоупорным слоем.

Под смешанными лесами формируются почвы дерново-подзолистые и серые лесные. Благодаря большему, чем в тайге, количеству тепла и более благоприятному растительному опаду, почвы смешанных и широколиственных лесов содержат больше гумуса.

Самые плодородные почвы под степной травянистой растительностью - черноземы. В них гумуса 10-12%, т.е. в 10-12 раз больше, чем в почвах тайги. Учитель : Ребята, подумайте, почему самые плодородные почвы России - чернозем, «царь почв», по образному выражению В.В.Докучаева, находится под степной растительностью?

Учащиеся : Травы – самый хороший растительный опад, к тому же ежегодный. Нет промыва, т.к. увлажнения недостаточное, что способствует накоплению гумуса.

Учитель : В полупустыне при скудном увлажнении и разреженном растительном покрове формируются засоленные бурые и серо-бурые почвы.

Не всегда почвы подчиняются закону широтной зональности.

Учитель : Подумайте, где этот закон нарушается?

Учащиеся : В горах - высотная поясность, каждому высотному поясу соответствует свой тип почв.

По окончании беседы у учащихся должна получиться таблица:

Типы и свойства почв различных природных зон

п/п

Природная зона

Типы почв

Свойства почвы

Условия почвообразования

1

Арктическая

пустыня

Часто отсутствуют или арктический

Крайне мало

неплодородная

Мало тепла и растительности

2

Тундра

Тундрово-глеевые

Мало

Маломощные,имеют слой глеевой

Вечная мерзлота, мало тепла, переувлажнение.

3

Лесная зона

Тайга

Подзолистые

Мало

(1-2 %)

Промывные, кислые

k увл > 1, растительные остатки - хвоя

Тайга Восточной Сибири

Таежно-мерзлотный

Мало

Малоплодородные, холодные

Вечная мерзлота

Смешанные

Дерново-подзолистые

Больше, чем в подзолистых

Более плодородные

Промыв весной, больше растительных остатков

Широколиственные леса

Серые лесные

4-5 %

4

Степи

Черноземы, каштановые

10-12 %

Самые плодородные почвы

k увл = 1 и 0,8; 0,9, много растительных остатков ежегодно, много тепла

5

Полупустыни

Бурые, серо-бурые

Гумуса меньше

Засоление почв

Сухой климат, разреженный растительный покров

k увл < 0,5

IV . Закрепление

Какие почвы формируются под лесами? (подзолистые, серые лесные)

В какой зоне происходит наибольшее накопление гумуса? (в степях)

Какие почвы самые плодородные? (черноземы)

Почему уменьшается накопление гумуса в зоне лесов? (идет промыв почвы, так как k > 1)

В какой зоне происходит накопление солей? (полупустынь)

Почему в Восточной Сибири почвы тайги не подзолистые, как в европейской части, а таежно-мерзлотные? (в Восточной Сибири мерзлота препятствует промыву и охлаждает почву)

V . Домашнее задание.

§ 26. Выучить основные типы почв и их свойства

Тема урока: Зональные типы почв. 8 класс.

Цель: Формирование представлений о зональном распределении почв по территории страны и их особенностях.

Задачи:

Предметные:

Давать определения терминов, понятий по тематике урока;

Выявлять и называть особенности зональных типов почвы;

Выявлять взаимосвязь между зональными типами почв и видами мелиоративных работ;

Описывать зональные типы почвы и почвенные ресурсы;

Давать характеристику зональных типов почвы;

Обозначать на контурной карте географические объекты.

Личностные:

Сформированность учебно- познавательного интереса к изучению географии;

Понимание и осознание особенностей зональных типов почв;

Использование знаний о зональных типах почв в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья;

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

Находить достоверные сведения в источниках информации;

Обобщать тематический материал;

Формулировать выводы;

Составлять описания на основе достоверных источников информации;

Устанавливать причинно- следственные связи;

Составлять характеристику явления или объекта.

Регулятивные УУД:

Определять цель, проблему в учебной деятельности;

Выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

Планировать учебную деятельность;

Самостоятельно исправлять ошибки .

Коммуникативные УУД:

Излагать свое мнение;

Понимать позицию другого.

Личностные УУД:

Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в различных ситуациях;

Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать их;

Понимать эмоциональное состояние других;

Осознавать и проявлять себя гражданином России.

Тип урока: изучение новой темы с выполнением практической работы.

Оборудование: учебник, атлас, проектор, презентация.

УМК: Учебник Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.

Ход урока

I .Организационныймомент.

Приветствие. Подготовка к уроку.

II .Опрос домашнего задания.

III .Изучение новой темы:

Откройте тетрадь запишите тему урока: Зональные типы почв .

Исходя из темы, как вы думаете, что мы сегодня будем изучать. Какие вопросы будем рассматировать. Что вы сегодня должны узнать на уроке.

Сегодня на уроке вы узнаете:

1. Чем знаменит В.В.Докучаев.

2. Какие типы почв характерны для территории России.

3. В чем состоит особенность размещения почв.

4. Какие почвы обладают наибольшим плодородием.

5. Что такое почвенные ресурсы.

6. Как человек может восстановить почвы.

А в конце урока, попробуйте найти ответ на вопросы:

1. В условиях какой природной зоны должны формироваться самые плодородные почвы? Почему?

2. Докажите на примере природных зон тайги и степей, что почвы являются «зеркалом ландшафтов»?

Откройте почвенную карту Росси в атласе. Назовите почвы. (примерные ответы). Есть ли закономерности в размещении почв? Давайте совершим путешествие по почвенной карте с севера на юг по территории Восточно- Европейской равнины. В горах почвы изменяются, следуя закону высотной поясности от подножья к вершине. Типы почв соответствуют типу растительности.

Одновременно мы с вами в течение объяснения новой темы, будем выполнять практическую работу. Запишите в тетради: Практическая работа № 16 «Составление характеристики зональных типов почв и выявление условий их почвообразования». Работу будем выполнять в виде составления таблицы.

Типы и свойства почв различных природных зон

Природная зона

Типы почв

Свойства почвы

Условия почвообразования

1 Арктическая пустыня

часто отсутствуют или арктические

крайне мало

Не плодородная

Мало тепла и растительности

2. Тундра

тундрово- глеевые

мало

Маломощные, имеют слой глеевой

Вечная мерзлота,

переувлажнения, недостаток кислорода, их толщина не превышает несколько сантиметров.

Леса

Занимают больше половины нашей территории. Под лесами формируются несколько типов лесных почв.

3. Тайга Восточно- Европейской равнины

подзолистые под северными таежными лесами

мало 1-2%

при избыточном увлажнении идет промыв почв, образуется подзол.

Промывные, кислые, малоплодородные

Высокая влажность, кислые, растительные останки - хвоя

4.Тайга Восточной Сибири

таежно- мерзлотные

мало

Малоплодородные, холодные

Вечная мерзлота, почвообразование замедлено. Промыва в этих почвах нет.

5. Смешанные

дерново- подзолистые

больше, чем в подзолистых

Более плодородные

6. Широколиственные

серые лесные

4-5%

Более плодородные

Промыв весной, больше растительных остатков

7.Степи

черноземы, каштановые

10-12%

Самые плодородные почвы, зернистая структура

Много растительных остатков ежегодно, много тепла

8. Полупустыни

бурые полупустынные, серо- бурые, а иногда образуются солончаки. Повышение содлержание солей.

гумуса в этих почвах не так уж и мало, но эти почвы сухие, плотные и бесструктурные.

Засоление почв. Это снижает плодородие.

Сухой климат, разреженный растительный покров, недостаток влаги. При искусственном орошении земли можно получать высокие урожаи.

Вывод: (самостоятельно) Процессы почвообразования во многом зависят от климатических условий местности. Климат закономерно сменяется по направлению с севера на юг. В этом направлении происходит и смена почв. Впервые это доказал русский ученый В.В.Докучаев более 100 лет назад. Им было установлено наличие зональных типов почв, которые закономерно сменяют друг друга с севера на юг. Они соответствую главным природным зонам нашей страны.

Почвенные ресурсы. Прочитайте в учебнике на стр. 181- 182

IY . Закрепление

1. Что такое почвенные ресурсы? (почвы, способные обеспечивать развитие растений.

2. Что является главными разрушителями почвенного слоя? (вода и ветер)

3. Что такое эрозия? Виды эрозий.

4. Что такое мелиорация?

5. Что такое рекультивация?

6. Почему надо охранять почву? И как их надо охранять?

7. Почему при перемещении с севера на юг плодородие почв сначала растет, а потом снижается?

В начале урока, я задала вам вопрос, на который просила ответить к конце нашего урока.

В условиях какой природной зоны должны формироваться самые плодородные почвы? Почему? (предполагаемый ответ)

Рекордным плодородием обладают черноземные почвы. Толщина гумусового горизонта может превышать 1м. Здесь достаточно тепла, влаги и перегноя.

Докажите на примере природных зон тайги и степей, что почвы являются «зеркалом ландшафтов»? (примерный ответ)

Под хвойной растительностью - почвы подзолистые, под травами - черноземы.

Y .Рефлексия.

1. Вам все было понятно при изучении темы и выполнении практической работы.

2. Вы справились с заданием?

3. Кто сегодня был самым активным во время урока?

4 У кого, что не получилось и есть вопросы?

YI . Выставление оценок. Оценки всем будут выставлены за выполнение практической работы.

YII . Домашнее задание. Параграф 29, повторить 28

Творческое задание. .Написать эссе на тему 1.«Можно ли создать искусственную почву».

2. К чему всю свою жизнь стремился В.В.Докучаев.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении