Знай свое дело

Варианты действий при признании конкурса несостоявшимся. Что делать, если конкурс по отбору управляющей организации не состоялся В каких случаях заказчик проводит повторный конкурс

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Сравнить с редакцией статьи от 01.01.2014

Заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в случаях, если конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным:

Заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет проведение повторного конкурса в соответствии с частью 3 настоящей статьи или новую закупку в случаях, если конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным:

Заказчик размещает извещение о проведении повторного конкурса в единой информационной системе не менее чем за десять дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в этом конкурсе. При этом объект закупки, количество товара, объем работы или услуги, требования, предъявляемые к участникам закупки, объекту закупки, условия контракта, содержащиеся в конкурсной документации и проекте контракта, должны соответствовать требованиям и условиям, которые содержались в конкурсной документации конкурса, признанного несостоявшимся, за исключением срока исполнения контракта, который должен быть продлен на срок не менее чем срок, необходимый для проведения повторного конкурса, и начальной (максимальной) цены контракта, которая может быть увеличена не более чем на десять процентов начальной (максимальной) цены контракта, предусмотренной конкурсной документацией конкурса, признанного несостоявшимся. Проведение повторного конкурса осуществляется в соответствии с положениями настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учётом положений настоящей статьи. В случае установления к участникам повторного конкурса единых требований и дополнительных требований при проведении повторного конкурса применяются положения статьи 56 настоящего Федерального закона с учётом положений настоящей статьи.

В случае, если повторный конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3 части 2 настоящей статьи, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет данную закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным образом в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В случае, если двухэтапный конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 57 настоящего Федерального закона, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и снова осуществляет закупку.

статьи 57 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе не подано ни одной такой заявки или конкурсная комиссия отклонила все такие заявки, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет проведение повторного конкурса в соответствии с частью 3 настоящей статьи с участием неограниченного круга лиц или снова осуществляет закупку.

В случае, если двухэтапный конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 57 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе подана только одна такая заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации или по результатам рассмотрения окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе только одна заявка признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации, заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.


Выбор способа управления МКД - прерогатива собственников помещений такого дома. Когда они затягивают с принятием решения, в дело вступают органы местного самоуправления. Они проводят открытый конкурс по отбору управляющей организации.

Случается, что конкурс признают несостоявшимся. Чаще всего так происходит, когда на на него не заявляется ни один кандидат. Сегодня мы расскажем, что делать в такой ситуации.

Определите, почему конкурс не состоялся

Эта статья будет полезна органам местного самоуправления, которым нужно проводить открытые конкурсы по выбору УО. Материал поможет управляющим компаниям, которые хотят принять участие в таком конкурсе, и компаниям, от услуг которых отказались собственники помещений МКД.

Причин для признания конкурса по отбору управляющей организации несостоявшимся может быть две. Они перечислены в постановлении Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 :

  • на конкурс не поступило ни одной заявки;
  • заявки поступили, но всем кандидатам было отказано.

Если на открытый конкурс заявился только один кандидат, его заявка рассматривается в общем порядке, это не повод для отмены конкурса (п. 58 Правил). Если кандидат соответствует предъявляемым к претендентам требованиям, с ним заключают договор управления МКД. Он не может отказаться от заключения договора управления (п. 71 Правил).

Проведите ещё один конкурс

На конкурс не поступило ни одной заявки, его признали несостоявшимся. Что делать дальше?

Если до начала процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе не подана ни одна заявка, орган местного самоуправления как организатор конкурса проводит новый конкурс (п. 59 Правил). Второй конкурс проводится в течение трёх месяцев с даты окончания срока подачи заявок.

Условия проведения второго конкурса организатор может изменить. А вот что он обязан сделать, так это увеличить расчётный размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не менее чем на 10% (п. 59 Правил).

То же самое предстоит сделать, если на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе организатор откажет в допуске к участию в конкурсе всем претендентам (п. 73 Правил).

Вывод: если конкурс по отбору управляющей организации по какой-либо из двух причин не состоялся, ОМС проводит новый конкурс до тех пор, пока он не состоится. Лимита на количество конкурсов нет, конкурс можно признать несостоявшимся неограниченное количество раз.

Но если конкурс не состоялся, заключить договор управления МКД можно и без его проведения (п. 8 ст. 161 ЖК РФ).

Заключите договор управления без конкурса

Как мы говорили, согласно Правилам, которые утвердило ПП РФ N 75 , если конкурс признают несостоявшимся, ОМС проводит новый конкурс. Его победитель заключает договор управления с каждым собственником помещения в МКД.

ОМС не может навязать собственникам помещений определённую управляющую организацию. Открытый конкурс по отбору УО он проводит только если жители дома самостоятельно не выбрали управляющего в установленные сроки.

При этом у собственников вплоть до дня проведения конкурса есть право выбрать УО на общем собрании. Если они воспользовались своим правом, открытый конкурс не проводится (п. 39 Правил).

В ЖК РФ прописана возможность заключить договор управления МКД без проведения открытого конкурса, если этот конкурс признали несостоявшимся (п. 8 ст. 161 ЖК РФ).

Это значит, что ОМС может выбрать для дома временную УО. Норма о выборе временной управляющей организации распространяется на дома , для которых велик риск остаться без управления или от которых в одностороннем порядке и без объективных причин отказалась управляющая компания. В таком случае ОМС, согласно рекомендации Минстроя РФ , может назначить временную управляющую организацию.

Договор управления с временной УО будет действовать до момента выбора управляющей организации на конкурсной основе. Собственников помещений нельзя принудить к заключению такого договора, это не предусмотрено законом.

Такой договор управления нельзя заключить,если открытый конкурс по отбору управляющей организации не проводился совсем. ОМСУ не может отказаться от проведения открытого конкурса. Любой собственник помещения в доме может через суд потребовать от ОМСУ выбрать управляющую организацию (п. 7 ст. 161 ЖК РФ).

Определите, кто управляет домом во время конкурса

Закон объясняет, что нужно делать, если конкурс по отбору управляющей организации не состоялся в новостройке или в доме, которым до этого управляла УО. Во втором случае домом продолжает управлять предыдущая компания (п. 2 ст. 18 N 189-ФЗ). Она оказывает услуги по управлению домом на протяжении всего хода открытого конкурса, пока не будет выбрана новая УО.

Для новостроек правила другие. После получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию, застройщик в течение 5 дней выбирает УО и заключает с ней договор управления на 3 месяца (п. 14 ст. 161 ЖК РФ).

Такая компания управляет МКД, пока на открытом конкурсе не будет определена новая или собственники не выберут на ОСС другую УО или новый способ управления. По желанию застройщик может не выбирать управляющую организацию и управлять многоквартирным домом самостоятельно.

Порядок действий в ситуации, когда конкурс по отбору управляющей организации не состоялся, таков:

1. Определите причину, по которой конкурс не состоялся.

Таких причин может быть две: не было подано ни одной заявки или всем кандидатам отказали.

2. Проведите ещё один конкурс, и ещё один, если понадобится.

Открытый конкурс проводится до тех пор, пока не состоится или собственники помещений в МКД не выберут другой способ управления или не определятся с УО самостоятельно.

3. Заключите договор управления без конкурса

Согласно п. 8 ст. 161 ЖК РФ заключить договор управления МКД можно без проведения открытого конкурса, если этот конкурс признали несостоявшимся.

4. Определите, кто будет управлять домом, пока длится конкурс.

Бросать МКД без управления нельзя. Если предыдущая УО расторгла договор управления в одностороннем порядке, ОМС подыщет временную компанию. Если домом раньше управляла УО, то она продолжает это делать до момента выбора новой. В случае с новостройкой застройщик выбирает УО на три месяца или управляет домом самостоятельно.

Последствия признания конкурса по Закону N 44-ФЗ несостоявшимся в случае полного отсутствия надлежащих заявок

Анализ норм Закона N 44-ФЗ показывает, что конкурс считается состоявшимся, если имеются не менее 2 заявок на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием или окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе, которые одновременно:

Соответствуют требованиям к заявкам, установленным этим Законом и конкурсной документацией,

Поданы участниками закупки, которые соответствуют требованиям к участникам, установленным Законом N 44-ФЗ и конкурсной документацией.


Если открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием признан несостоявшимся, и заказчик не может в соответствии с законом заключить контракт с участником закупки, подавшим надлежащую заявку, заказчик проводит повторный конкурс или осуществляет новую закупку (ч. 2 ст. 55 Закона N 44-ФЗ).

Сюда относятся следующие случаи признания конкурса несостоявшимся:

В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе не подано ни одной заявки (ч. 13 ст. 51 , п. 1 ч. 2 ст. 55 Закона N 44-ФЗ);

В связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок конкурсная комиссия отклонила все заявки (ч. 6 ст. 53 , п. 2 ч. 2 ст. 55 Закона N 44-ФЗ);

В связи с тем, что участник конкурса, заявке которого присвоен второй номер, отказался от заключения контракта (ч. 6 ст. 54 , п. 2.1 ч. 2 ст. 55 Закона N 44-ФЗ);

В связи с тем, что по результатам предквалификационного отбора ни один участник закупки не признан соответствующим установленным единым требованиям и дополнительным требованиям (п. 3 ч. 2 ст. 55 , ч. 9 ст. 56 Закона N 44-ФЗ).

Поскольку условия проведения повторного конкурса и осуществления новой закупки ни для одного из этих случаев не установлены, решение о выборе между этими возможностями заказчик принимает по собственному усмотрению.


Повторный конкурс в силу ч. 3 ст. 55 Закона N 44-ФЗ проводится в порядке, установленном для открытого конкурса с учетом особенностей, установленных этой частью. Эта норма требует проведения повторного конкурса на тех же условиях закупки, что и несостоявшийся, за исключением увеличения срока исполнения контракта и увеличения начальной (максимальной) цены (до 10%). Если повторный конкурс также признается несостоявшимся ввиду отсутствия надлежащих заявок данную закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным образом в соответствии с Законом N 44-ФЗ. Подробнее порядок проведения повторного конкурса рассмотрен в отдельном материале.

Относительно "новой закупки" Закон N 44-ФЗ каких-либо указаний не дает, поэтому, по нашему мнению, речь следует вести о закупке любым способом, который может быть избран заказчиком, исходя из общих принципов выбора способа закупки, установленных ч. 5 ст. 24 , ч. 2 ст. 48 и других норм Закона N 44-ФЗ. К сожалению, официальных разъяснений или правоприменительной практики по данному вопросу нам найти не удалось.


В целях выбора способа закупки при признании конкурса несостоявшимся следует обратить внимание, что в случае, если повторный конкурс также будет признан несостоявшимся ввиду полного отсутствия надлежащих заявок, заказчик вправе осуществить закупку вновь путем проведения запроса предложений (ч. 4 ст. 55 , п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). Последствия же признания несостоявшейся новой закупки, осуществляемой способом, выбранным в соответствии с общими принципами, определяются общими нормами о выбранном способе.


Также согласно ч. 6 ст. 55 Закона N 44-ФЗ если двухэтапный конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным ч. 15 ст. 57 Закона N 44-ФЗ в связи с тем, что по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе не подано ни одной такой заявки или конкурсная комиссия отклонила все такие заявки, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет проведение повторного конкурса в соответствии с ч. 3 ст. 55 Закона N 44-ФЗ с участием неограниченного круга лиц или снова осуществляет закупку. При этом из указания, что заказчик проводит повторный конкурс "с участием неограниченного круга лиц или снова осуществляет закупку", можно сделать вывод, что в данном случае заказчик имеет право провести повторный конкурс, не являющийся двухэтапным. К сожалению, официальных разъяснений или правоприменительной практики по данному вопросу нам найти не удалось.

Настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации;

3) частью 9 статьи 56 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по результатам предквалификационного отбора только один участник закупки признан соответствующим установленным единым требованиям, дополнительным требованиям и заявка такого участника признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона, конкурсной документации.

2. Заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет проведение повторного конкурса в соответствии с частью 3 настоящей статьи или новую закупку в случаях, если конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным:

3) частью 9 статьи 56 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по результатам предквалификационного отбора ни один участник закупки не признан соответствующим установленным единым требованиям и дополнительным требованиям.

3. Заказчик размещает извещение о проведении повторного конкурса в единой информационной системе не менее чем за десять дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в этом конкурсе. При этом объект закупки, количество товара, объем работы или услуги, требования, предъявляемые к участникам закупки, объекту закупки, условия контракта, содержащиеся в конкурсной документации и проекте контракта, должны соответствовать требованиям и условиям, которые содержались в конкурсной документации конкурса, признанного несостоявшимся, за исключением срока исполнения контракта, который должен быть продлен на срок не менее чем срок, необходимый для проведения повторного конкурса, и начальной (максимальной) цены контракта, которая может быть увеличена не более чем на десять процентов начальной (максимальной) цены контракта, предусмотренной конкурсной документацией конкурса, признанного несостоявшимся. Проведение повторного конкурса осуществляется в соответствии с положениями настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом положений настоящей статьи. В случае установления к участникам повторного конкурса единых требований и дополнительных требований при проведении повторного конкурса применяются положения статьи 56 настоящего Федерального закона с учетом положений настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае, если повторный конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3 части 2 настоящей статьи, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет данную закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным образом в соответствии с настоящим Федеральным законом.

6. В случае, если двухэтапный конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 57 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе не подано ни одной такой заявки или конкурсная комиссия отклонила все такие заявки, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет проведение повторного конкурса в соответствии с частью 3 настоящей статьи с участием неограниченного круга лиц или снова осуществляет закупку.

7. В случае, если двухэтапный конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 57 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе подана только одна такая заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации или по результатам рассмотрения окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе только одна заявка признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации, заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

Порой в ходе конкурентной процедуры не удается выбрать исполнителя или поставщика, и конкурс признают несостоявшимся. Закон предписывает алгоритм действий в такой ситуации. По каким причинам конкурс могут признать несостоявшимся и что делать в этом случае, рассмотрим в нашем материале.

При проведении открытого конкурса заказчик размещает извещение и другую документацию в ЕИС, то есть доступна она неограниченному кругу лиц. В установленные сроки участники подают свои заявки с условиями исполнения контракта. Победителем считается тот, кто предложил лучшие условия по критериям, указанным в конкурсной документации.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Основания для несостоявшегося конкурса

Открытый конкурс может быть признан несостоявшимся в двух ситуациях – на стадии рассмотрения заявок, а также когда победитель уже выбран, и заказчик ждет от него подписанный контракт и некоторые документы.

Так, конкурс признают несостоявшимся, когда комиссия отклоняет все поданные заявки на открытый конкурс , или когда лишь одна соответствует требованиям конкурсной документации.

Когда победитель уже выбран, у него есть 10 дней с момента размещения протокола в ЕИС на то, чтобы подписать контракт и передать его экземпляры заказчику. Вместе с ними победивший участник предоставляет подтверждение о том, что он внес обеспечение контракта . Если в указанные сроки эти шаги не были выполнены, победителя признают уклонившимся от заключения контракта.

В этой ситуации заказчик может подать иск в суд и потребовать возместить ему убытки, а контракт заключить с участником, чьей заявке был присвоен второй номер. Однако сорвать сроки и не предоставить необходимые документы может и этот участник. Если это произошло, конкурс признается несостоявшимся.

Вкратце разберем, в каких случаях могут признать несостоявшимися двухэтапный конкурс и конкурс с ограниченным участием . При проведении конкурса с ограниченным участием проводится предквалификационный отбор, а к участникам помимо единых предъявляют дополнительные требования.

Если по итогам предквалификационного отбора ни один из участников не был признан отвечающим требованиям заказчика, или соответствующим комиссия признала лишь одного участника, открытый конкурс признают несостоявшимся .

При двухэтапном конкурсе участники подают первоначальные заявки, в которых указывают предложения о предмете контракта, но не называют цену. После первого этапа комиссия обсуждает с участниками поданные ими предложения, также проходит предквалификационный отбор. Если по итогам первого этапа ни одного из участников не признали соответствующим требованиям или таковым признали лишь одного участника, то конкурс объявляют несостоявшимся.

Если были отобраны несколько участников, проходит второй этап. На нем участники подают окончательные заявки с указанием цены контракта.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении