Проект по финансовой грамотности «Маленький экономист. Финансовая грамотность в школе Проекты по финансовой грамотности в школе
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8
г.Лабытнанги, ЯНАО
Проект
«Мопеу&Я»
Терзи Е.Г., учитель нач.кл.,
экономист
2016
Обоснование актуальности темы проекта…………………………………..
Объект проектирования………………………………………
Предмет проектирования……………………………………..
Гипотеза проектирования……………………………………..
Цели и задачи проекта…………………………………………
Ожидаемые результаты………………………………………..……………………………..
План мероприятий по реализации проекта………………….
Обоснование актуальности темы проекта
В примерную основную образовательную программу общего и среднего образования включены модули по основам финансовой грамотности. В связи с этим в 2016-2017 учебном году во многих российских школах начнутся занятия по финансовой грамотности, ориентированные на решение прикладных задач повседневной жизни. Ожидается, что интерес к новой теме будет расти, стимулируя разработку как специальных образовательных программ по финансовой грамотности, так и отдельных модулей, включенных в уже существующие предметы школьной программы. Данный проект является ответом на вызов времени. Его актуальность назрела с учетом того, что в большинстве своем, старшее поколение не имело возможности получения практических знаний в области финансов и передачи опыта своим детям и внукам. Современное же поколение российской молодежи в условиях рыночной экономики остро нуждается в освоении элементарных навыков планирования, сбережения и приумножения, иными словами, в управлении своими личными финансами.
Главная идея данного инновационного проекта
Дети – наше будущее, и мы должны привить им основы финансовой культуры, познакомить с основными правилами личного финансового планирования и финансовой безопасности, чтобы завтра им было легче вступить во взрослую жизнь, а для кого-то - определиться с выбором будущей профессии.
Объект проектирования:
школа финансовой грамотности для учащихся 1-11 классов в
общеобразовательной школе.
Предмет проектирования:
Формирование финансовой грамотности детей как важного средства долгосрочного оздоровления мировой финансовой системы, эффективной меры улучшения качества жизни и финансовой безопасности населения и будущих поколений граждан путём создания школы финансовой грамотности.
Гипотеза проектирования: создание школы финансовой грамотности обеспечит :
мотивирование школьников думать о финансовых аспектах своего будущего, ответственно подходить к планированию потребностей жизненного цикла. ;
повышение качества знаний по математике;
Цель и задачи проекта:
Цель: разработать и внедрить модель школы финансовой грамотности для школьников, направленную на формирование у них разумного финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам, а также улучшение защиты прав потребителей финансовых услуг.
Задачи:
Создать школу финансовой грамотности
Организовать мероприятия, направленных на повышение осведомленности учащихся о российской финансовой системе, её структуре, функциях и инструментах.
Воспитывать у учащихся активное финансовое поведение.
3. Ожидаемые результаты:
Открытие школы финансовой грамотности обеспечит
Воспитание личной финансовой безопасности
Будет способствовать самоопределению учащихся в выборе будущей профессии.
Обеспечит интеграцию предметов в школе: математики и уроков финансовой грамотности
Обеспечит создание и апробацию новых авторских программ.
Создаст комфортные условия для организации учебной и внеурочной деятельности учащихся
Обновит содержание учебно-воспитательной работы;
Обеспечит преемственность в организации и содержании образовательного процесса в начальной и основной школе;
План мероприятий по реализации проекта
Мероприятия
Сроки
Ответственные
1
Разработка Проекта
Модель создания школы финансовой грамотности
««Мопеу&Я»,»
сентябрь
2
Разработка программ внеурочной деятельности по финансовой грамотности
сентябрь
3
Организация занятий внеурочной деятельности
4
Проведение осенней сессии Проекта
« Онлайн уроки ФГ»
сентябрь
5
Проведение Дней ФГ: деловые игры, круглые столы, открытые занятия
По отдельному графику
7
Экскурсии в финансовые учреждения
с целью знакомства с банковскими продуктами и профориентации школьников
8
Участие в школьных интеллектуальных конкурсах
По договору
Евгения Коркунова
Проект по финансовой грамотности «Маленький экономист»
Цель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
1) расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;
2) развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;
3) воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность.
Оборудование, дидактический материал: бумага для рисования, фломастеры, деньги бумажные и металлические (можно копии, презентация «Деньги прошлого, настоящего и будущего».
Технические средства обучения: ноутбук/ компьютер, мультимедиапроектор, экран.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Тип проекта: творчески - познавательный.
Участники проекта: дети подготовительной группы; воспитатели группы; работники детского сада; родители.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.
Подготовительный этап
В ходе данного этапа проводится предварительная работа:
1) Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта,
2) Прогнозирование результата, составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями
3) Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических)
4) Создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно-ролевых.
Сотрудничество с родителями (оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта, подборка фото, литературы. Беседы с родителями о необходимости участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
Основной этап
В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта:
Мероприятия по работе с детьми:
чтение художественной литературы,
просмотр мультфильмов и мультимедийных презентаций,
экскурсии,
наблюдения,
рисование,
аппликации,
дидактические игры.
1) Мероприятия по работе с педагогами и родителями:
использование раздаточного материала, в соответствии с темой проекта,
использование мультимедийной презентации,
изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр
Заключительный этап
На третьем, заключительном этапе проводятся обобщение результатов работы:
1) Изготовление альбома «Магазин», меню для «Кафе», другой материал для сюжетно-ролевых игр.
2) Оформление фото выставки.
3) Привлечение родителей в сюжетно –ролевую игру «Магазин».
Ожидаемые результаты реализации этого проекта:
Дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся
устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах
жизнедеятельности;
Родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;
Дошкольное учебное заведение будет иметь обобщенный опыт по данной
проблемы;
Педагоги получат систему работы по формированию экономического опыта детей.
1. «В магазине» Цель: Закрепление у детей знаний о продуктовых магазинах.
2. «Все профессии важны» Цель: Закрепление знаний о профессиях – продавец, администратор, кассир, директор и их обязанности.
3. «Деньги» Цель: Продолжать закреплять знания у детей о деньгах.
Консультации для родителей:
1. «Играем вместе с детьми».
2. "Сюжетно-ролевые игры в жизни детей"
3. «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка»
4. «Взрослые, дети, игра»
Художественная деятельность:
1. Изготовление вывески, чеки, пригласительные на открытие магазина, пластиковые карточки для игры «Магазин»
1. Сюжетно – ролевая игра вместе с родителями «Супермаркет»
НОД «Знакомство с деньгами»
Познакомить детей с деньгами, какие были при древнем человеке до наших времен;
Познакомить детей с деньгами достоинством 1,2,5,10 рублей,1,5,10 копеек;
Ввести понятия: деньги, монета, купюра, рубль, копейка;
Учить устанавливать соотношение между монетами и числами;
Закрепить знание о составе числа из двух меньших чисел и из единиц;
Учить составлять различные комбинации из имеющегося набора монет;
Обогащать активный словарь;
Ход мероприятия:
Вос-ль: Здравствуйте, ребята. Посмотрите кто к нам пришел в гости?
Дети: Кот.
В: Правильно, это кот Ученый, он все знает.
К: Здравствуйте, ребята. ВЫ любите отгадывать загадки?
Д: Здравствуй
В: Ребята, как вы думаете, что очень любит делать кот?
Варианты ответов.
Д: Варианты ответов.
К: А где мы с вами расплачиваемся деньгами?
Д: Варианты ответов.
К: В кошелек мы их кладем,
С ними в магазин идем. (Деньги)
В: Правильно, ребята. Вот бы нам попасть в магазин, но попасть можно с помощью одного волшебного предмета. Как вы думаете какой? (Цветик – семицветик) Ребята, но нам оторвать и сказать волшебные слова. Отрывают и говорят слова. «ОКАЗАЛИСЬ» в древнем мире.
К: Как вы думаете, где мы оказались? Попали мы к древним людям. https://www.youtube.com/watch?v=Rw4gcroLNBw&t=138s
В: Ребята, какие были деньги в мультфильме?
Д/и: «Что когда было?»
Правила: Выбрать из нескольких картинок, что могло быть денежками.
Физминутка: «Апельсин»
Мы делили апельсин
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для стрижа,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра,
А для волка. кожура.
Он сердит на нас - беда!
Разбегайтесь кто куда.
В: Ребята, а давайте вспомним, из какой сказки цветик – семицветик?
Какие желания были у девочки?
К: А можно было обойтись без Цветочка? Как можно было исполнить желания девочки?
В: Мы пошли купить продукты:
Молоко, сметану, фрукты.
На кассу все несем в корзине.
Мы в продуктовом. Магазине
В: Что загадывала девочка из сказки?
Д: Куклы, баранки, велосипеды.
К: Ребята, давайте с вами нарисуем, то что можно девочка загадала.
Рисование цветными карандашами предметы, которые девочка загадала с помощью цветка.
Кот ученый рассматривает рисунки детей.
«Экскурсия в магазин»
Цель: Продолжать знакомить детей с социально значимыми зданиями
города их назначением магазин «Продукты»;
профессии людей продавец продуктового магазина,
Ход экскурсии:
В: Ребята мы сегодня с вами отправимся на экскурсию в магазин. Давайте вспомним как мы можем узнать сколько стоит еда или игрушка?.
ответы детей
В: Правильно. Возле товара всегда есть ценник, на котором написана цена.
Что могут продать детям?
Ответы детей.
В: Совершенно верно, детям могут продать хлеб, молоко, конфетку.
А что нам надо сделать, когда мы взяли товар?
Д: Пройти с ним на кассу.
В: Как называется человек, который продает в магазине продукты?
Д: Продавец
В: Да, в магазине работает продавец. В больших магазинах как «Виктория», есть продавец и на кассе работает кассир.
В: А что потом мы делаем?
Правильно, взять товар и подойти к кассиру, заплатить деньги, только тогда можно выйти из магазина.
А откуда мы с вами берем деньги?
Ответы детей
В: Совершенно верно, мы ходим на работу и получаем их за работу. Какие профессии вы знаете?
Экскурсия в магазин
В: Ребята, что мы видим в магазине?
Д: еду, продукты, чай и т. д.
В: Правильно, мы с вами видим продукты, значит этот магазин называется продуктовый.
Давайте с вами купить мармелад. Мы выбрали, продукт. Что мы с вами должны сделать дальше?
Д: Пройти на кассу и оплатить.
В: Выходим из магазина. Кто запомнил, какими деньгами мы расплатились?
В: Ребята, кого мамы уже отправляют в магазин?
Как вы думаете, что поможет купить все, что надо в магазине?
А что можно сделать, чтобы не забыть предметы, которые нам надо купить?
Ответы детей
В: Надо аккуратно пользоваться деньгами, чтобы они не потерялись.
Сюжетно – ролевая игра «Виктория»
Цель: закрепить знания детей
Проект по экономическому воспитанию «Финансовая грамотность в начальной школе» разработан в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности для детей начальных классов.
Мероприятия проекта направлены на формирование необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Выполнила: Кравец Екатерина Александровна Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 34 муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение с редняя общеобразовательная школа № 34 г орода Новошахтинска ПРОЕКТ «Финансовая грамотность в начальной школе» Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 34 Кравец Екатерина Александровна
Пояснительная записка Проект посвящен анализу своего бюджета, изучению способов экономии и воплощению их на практике. Проект долгосрочный, исследовательский, индивидуальный, по профилю - межпредметный; по содержанию – финансовая грамотность; по типу объекта проектирования: практико-ориентированный.
Актуальность темы проект а состоит в том, что каждому человеку необходимо уметь рационально и грамотно управлять своими финансами.
Цель проекта: формирование у обучающихся умения вести учёт расходов и доходов, навыков составления элементарного бюджета
Задачи: 1. Познакомить с понятиями «бюджет», «доходы», «расходы», «дефицит», «профицит», «экономия» 2. Научить вести учет доходов и расходов в процессе самостоятельного составления элементарного бюджета 3. Познакомить с постоянным ростом потребностей и ограниченностью возможностей 4. Воспитывать у учащихся экономное отношение к бюджету
Планируемые результаты: Личностные: готовность ученика к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной деятельности; способность ставить цели и строить жизненные планы.
Предметные: понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, понимание и правильное использование экономических терминов; освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов. приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет;
Метапредметные: Познавательные: умение поставить перед собой учебную задачу, умение выбрать способы и найти информацию для её решения и структурировать полученные знания; устанавливать причинно-следственные связи, умение сформулировать проблему и найти способ её решения; Регулятивные: планирование -составление плана и последовательности действий; прогнозирование - предвосхищение результата коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже сделано и что еще нужно сделать саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию Коммуникативные: умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей, доказывать свои суждения;
Результат проекта По окончанию проекта, выпускник 4 класса будет четко знать такие понятия как, «бюджет», «доходы», «расходы», «дефицит», «профицит», «экономия», научиться вести учет доходов и расходов в процессе самостоятельного составления элементарного бюджета, а так же будет бережно относится и правильно распоряжаться своим бюджетом.
1 класс «Я в мире денег» сентябрь Урок – игра «Мы ребята, деловые!» октябрь Домашняя бухгалтерия ноябрь Потребительская корзина декабрь Экскурсия в супермаркет «Пятерочка» январь Денежная валюта разных стран февраль « Путешествие в страну Экономика» март Деловая игра в режиме on-line «Лесная ярмарка» апрель Круглый стол « Финансовая азбука» май « Копилка счастья»
«Мы, ребята, деловые!»
«Домашняя бухгалтерия»
« Потребительская корзина»
Экскурсия в супермаркет «Пятерочка»
Спасибо за внимание!
В 2015/ 2016 учебном году в 8 калининградских образовательных учреждениях прошла апробация экспериментального курса по финансовой грамотности для школьников.
Одновременно с Калининградской области апробация занятий по финансовой грамотности прошла еще в четырех регионах-участниках Проекта: Волгоградской, Архангельской областях, а также в Алтайском и Краснодарском краях.
В нашем регионе в апробации приняли участие девять общеобразовательных учебных заведений: школы №12, 31 и 47 города Калининграда, Луговская школа Гурьевского района, лицей №10 города Советска, Кадетский корпус им. А. Первозванного, а также Колледж сервиса и туризма и Колледж предпринимательства. В целом, в занятиях по финансовой грамотности приняли участие более 1000 учеников.
В школьном расписании для экспериментальных занятий было предусмотрено 17 учебных часов (то есть 1 час в неделю), удвоенное число для 10-11 классов – 34 часа (2 часа в неделю). При этом, учебные материалы для 10-11 классов распределены по профилям: для экономического, юридического, математического профиля и базового уровня.
В рамках курса были предусмотрены два этапа мониторинга уровня финансовой грамотности учителей и родителей: «входное» (предварительное) и итоговое тестирования.
Всего для апробации уроков было разработано 83 учебника, входящих в 17 учебно-методических комплектов. Специально разработанные учебники по финансовой грамотности предусмотрены для разных групп учащихся: 2-4 классы, 5-7 классы, 8-9 классы и 10-11 классы общеобразовательных школ, а также студенты учреждений среднего профессионального образования и учащиеся школ-интернатов. Также разработаны методические рекомендации для педагогов, контрольно-измерительные материалы, дидактические материалы для родителей и пособия для индивидуальной работы. Для индивидуальных занятий материалы разделены на модули: «Банки», «Фондовый рынок», «Собственный бизнес», «Финансовые риски», «Страхование», «Пенсионное обеспечение».
По итогам апробации будет учтен опыт регионов, в которых проводилась апробация, учебные материалы будут откорректированы и распространены по всей России до конца 2018 года.
Учебно-методические материалы доступны для скачивания:
2 – 4 классы общеобразовательной организации (начальная ступень)
Программа курса составлена для 2–3 классов (автор материалов для учащихся - С. Федин) и 4 класса (автор материалов для учащихся - Г. Гловели). В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, описаны формы и методы организации образовательного процесса, а также дан перечень учебно-методических и материально-технических ресурсов.
Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразовательной организации. В 2-х частях
Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги. В этом ему как раз поможет это пособие. В занимательной форме здесь изложены начальные базовые понятия из мира денег и показана их роль в нашей жизни; рассказано, на что тратятся деньги, как с умом управлять ими, как защититься от мошенников и ещё о многом другом.
Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразовательной организации
Из этой книги учащиеся узнают о мире денег: как и откуда они появились, какими они бывают, в чём разница между наличными и безналичными деньгами, что такое семейный бюджет и почему важно его правильно планировать, как люди повышают свои доходы, как защититься от мошенников и о многом другом.
5 – 7 классы общеобразовательной организации (основное общее образование)
В пособиях рассказано о сложном мире денег и основных правилах поведения человека в нём. Подробно объясняется, откуда берутся доходы семьи, что такое семейный бюджет и почему важно его правильно планировать. Значительное место отводится защите человека от риска потери денег и имущества, взаимодействию государства и семьи, возможности улучшения финансового состояния человека за счёт организации собственного бизнеса. Пособия написано легким, хорошо понятным школьникам языком и может служить основой для проведения занятий в классе, подготовки самостоятельных проектов и решения финансовых задач совместно с родителями.
8 – 9 классы общеобразовательной организации (основное общее образование)
Материалы призваны ознакомить подростков с основами рационального финансового поведения – как разумно организовать и оптимизировать будущий семейный бюджет, что надо делать для повышения личного и семейного благосостояния, почему важно предусмотреть возможность финансовых потерь и как их минимизировать, как научиться смолоду управлять своими финансами, чтобы иметь безбедную старость, и др.
10 – 11 классы общеобразовательной организации (среднее общее образование)
В пособиях в доступной форме изложены основные аспекты управления личными финансами с учётом современных тенденций развития финансового сектора экономики и действующего законодательства. Содержащиеся в пособии задания направлены на развитие познавательной активности обучающихся, самостоятельности и инициативности в области управления личными финансами.
10 – 11 классы общеобразовательной организации. Математический профиль (среднее общее образование)
В пособии содержится математическое описание традиционных для дисциплин по финансовой грамотности вопросов: простых и сложных процентов, учёта разновременных финансовых потоков, расчёта цены финансовых инструментов и оценки инвестиционных проектов. Значительное место отводится примерам решения задач. Для описания и оценки рисков, связанных с финансовыми операциями, активно используются понятия теории вероятностей и математической статистики. Материалы носят избыточный характер и предполагают возможность школьника самостоятельно освоить разделы, касающиеся теории вероятностей и статистики.
10 – 11 классы общеобразовательной организации. Экономический профиль (среднее общее образование)
Курс посвящён ключевым вопросам функционирования современных финансовых институтов и механизмам взаимодействия человека с ними. В рамках курса рассматриваются такие финансовые понятия, как коммерческие банки, инвестиционные фонды, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионные фонды и др., раскрывается их суть и показано место в финансовой жизни современной России.
Материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся образовательных организаций среднего профессионального образования
В пособиях в простой и доступной форме излагаются вопросы финансового благополучия семьи и распоряжения денежными средствами. Помимо таких стандартных тем, как сбережения, кредит, страхование, налоги и пенсии, рассматриваемых в пособии, освещены правовые аспекты взаимоотношений сотрудников с работодателем, вопросы трудоустройства и карьерного роста, организации частного предпринимательства, меры защиты от финансового мошенничества и др. Участвуя в разборе реальных жизненных ситуаций и бизнес-кейсов, в групповых проектах и дискуссиях и выполняя задания на поиск и анализ данных, обучающиеся готовятся к использованию полученных знаний на практике.