Знай свое дело

От кого иван получил конька. История персонажа

Но всё происходит наперекор желаниям братьев. Ершов делает Ивана удачливым. Почему?

Потому что Иван никому не желает зла. Его «глупый ум» в том, что он не крадёт, не обманывает, верен слову. Он не строит козней против ближних. Всякий раз, сделав доброе дело, Иван беззаботно поёт: поёт, возвращаясь из дозора, «Ходил молодец на Пресню»; поёт по дороге в балаган, где у него стоят кони. И уж настоящее веселье – общая пляска – произошло в столице, когда Иван был взят на службу к царю. Весёлый, добрый и простодушный Иван потому и нравится нам, что не похож на тех, кто считает себя «умным».

Презираемый и обманываемый братьями, Иван стал жить при царском дворе. Иван сам удивлён перемене в своей судьбе. По его словам, он «из огорода» стал «царский воевода». Невероятность такого изменения в судьбе Ивана высмеяна самим поэтом, но без такого хода действия не было бы и сказки.

Иван и на царской службе остался прежним: он выговорил себе право вдоволь спать («А не то я был таков»). Ершов часто говорит о том, что Иван спит так крепко, что его едва могут добудиться. Иван чуть не погубил себя, заснув у шатра девицы под её пение и игру на гуслях. Недовольный горбунок толкнул его копытом и сказал:

«Спи, любезный, до звезды!

Высыпай себе беды!»

Иван и хотел бы остаться беззаботным, да на царской службе беззаботным быть нельзя. Иван должен стать иным. Он учится этому. Чтобы не уснуть, не упустить ещё раз Царь-девицу, Иван набрал острых камней и гвоздей: «Для того, чтоб уколоться, если вновь ему вздремнётся». Верный конёк учит своего хозяина: «Гей! хозяин! полно спать! Время дело исправлять!» Конёк – воплощение чудесной сказочной силы, которая приходит на помощь Ивану. Эта сила действует против царедворцев и самого царя. Беды, в которые попадает Иван, грозны. Царь узнал из доноса спальника, что Иван скрывает перо Жар-птицы. Царь в гневе. Он добивается у Ивана признания: «Отвечай же! Запорю!..» Царское желание иметь перо Жар-птицы – одна прихоть и вздор. Царь смешон: получив перо, он забавляется им, как дитя игрушкой: «Гладил бороду, смеялся и скусил пера конец». Приказывая поймать Жар-птицу, царь грозит в случае неповиновения посадить Ивана на кол:

«Я, помилуй Бог, сердит!

И с сердцов иной порою

Чуб сниму и с головою».

Иван для царя «холоп» и не должен перечить ни его словам, ни желаниям. Таков и приказ искупаться в кипятке:

«Если ты в рассвет зари

Не исполнишь повеленье, -

Я отдам тебя в мученье,

Прикажу тебя пытать,

По кусочкам разрывать».

Неблагодарность царя, которому Иван оказал столько услуг, доносы, лицемерие придворных, их ловкая клевета – вот что причиняло несчастья даже таким нетребовательным, незлобивым людям, каков Иванушка.

Ершов противопоставил этому вполне реальному злу сказочную силу конька-горбунка.

Сказочный конёк-горбунок, как всякая хорошая выдумка, заключает в себе серьёзную мысль: силу царя и его придворных может сокрушить сила верного товарищества. Ершов опоэтизировал это чувство. Даря Ивану коней, кобылица сказала:

«Двух коней, коль хошь, продай,

Но конька не отдавай

Ни за пояс, ни за шапку,

Ни за чёрную, слышь, бабку.

На земле и под землёй

Он товарищ будет твой…»

Ершов сам раскрыл внутренний смысл сказочной выдумки: товарищество способно творить чудеса. И в жизни со студенческих лет Ершов верил в силу верной дружбы. В университете он встретил Константина Тимковского. Они подружились. Оба мечтали о полезной деятельности на благо России: им казалось, что они могут преобразить жизнь в Сибири, сделать край каторги и ссылки цветущим, а народы, его населявшие, просвещёнными. Друзья поклялись быть верными этому стремлению и даже обменялись кольцами. На внутренней стороне колец были выгравированы первые буквы латинских слов Mors et Vita, что значило: «Смерть и Жизнь». Друзья поклялись всю жизнь до самой смерти оставаться верными общему гражданскому долгу. Всей своей деятельностью после окончания университета Ершов – учитель русской словесности в Тобольской гимназии, а потом инспектор, директор её, а спустя время управляющий дирекцией училищ всей обширной Тобольской губернии, подтвердил верность своей клятве. По-разному сложилась жизнь друзей, но путь каждого имел началом клятву на верность России, скреплённую чувством товарищества. Это чувство и было воспето Ершовым в сказке.

Горбунок делит все радости и печали Ивана. Когда настало время самого сурового испытания – прыгать в кипящий котёл, горбунок сказал, что теперь понадобится вся его дружба:

«И скорее сам я сгину,

Чем тебя, Иван, покину».

Это-то и придало Ивану решимость:

На конька Иван взглянул

И в котёл тотчас нырнул…

Настоящая сказка всегда близка к правде. Поэт сохранил множество примет народной жизни. Собираясь в дозор, братья берут с собой вилы, топор – те орудия труда, которые крестьянин мог превратить и в оружие. Пойманную кобылу Иван загнал в пастушеский балаган – временный загон под навесом. Собираясь в дорогу, Иван берёт с собой три луковки, кладёт за пазуху хлеб, а небогатую поклажу сложил в мешок. Сказочная столица очень похожа на российский губернский или даже уездный город. Городничий с отрядом усачей прочищает дорогу в толпе, рассыпая удары налево и направо: «Эй! вы, черти босоноги! Прочь с дороги! Прочь с дороги!» Народ снимает шапки. Торговые гости-купцы в сговоре с надсмотрщиками, обманывают и обсчитывают покупателей. На торгу идёт не только денежная торговля, но и обмен натурой. Кричат глашатаи. Царь ездит в сопровождении стрельцов. Такие описания очень красят сказку и придают достоверность выдумке.

Красят сказку и упоминания о времени, хотя и краткие, но выразительные – говорится об утреннем свете, дневном блеске неба, вечернем сумраке и ночной темноте: «Только начало зариться», «Ясный полдень наступает», «Вот как стало лишь смеркаться», «Стало на небе темнеть», «Запад тихо догорал», «Ночь холодная настала», «Ночь настала, месяц всходит». Яркая картина набросана стихами.

В одном селе живёт крестьянин. У него три сына: старший - Данило - умный, средний - Гаврило - «и так, и сяк», младший - Иван - дурак. Братья зарабатывают на жизнь тем, что выращивают пшеницу, отвозят её в столицу и там продают. Вдруг случается беда: кто-то по ночам начинает вытаптывать посевы. Братья решают дежурить по очереди в поле, с тем чтобы узнать, кто же это такой. Старший и средний братья, испугавшись холода и ненастья, уходят с дежурства, так ничего и не выяснив. Когда же приходит черёд младшего брата, он идёт в поле и видит, как в полночь появляется белая кобылица с длинной золотой гривой. Ивану удаётся вспрыгнуть кобылице на спину, и она пускается вскачь. Наконец, устав, кобылица просит Ивана отпустить её, обещая родить ему трёх коней: двух - красавцев, которых Иван, если захочет, может продать, а третьего - конька «ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами да с аршинными ушами» - Ивану нельзя отдавать никому ни за какие сокровища, потому что он будет Ивану лучшим товарищем, помощником и защитником. Иван соглашается и отводит кобылицу в пастушеский балаган, где спустя три дня кобылица и рожает ему трёх обещанных коней.

Через некоторое время Данило, случайно зайдя в балаган, видит там двух прекрасных золотогривых коней. Вдвоём с Гаврилой они решают тайком от Ивана отвести их в столицу и там продать. Вечером того же дня Иван, придя, как обычно, в балаган, обнаруживает пропажу. Конёк-Горбунок объясняет Ивану, что произошло, и предлагает догнать братьев. Иван садится на Конька-Горбунка верхом, и они мгновенно их настигают. Братья, оправдываясь, объясняют свой поступок бедностью; Иван соглашается на то, чтобы продать коней, и все вместе они отправляются в столицу.

Остановившись в поле на ночлег, братья вдруг замечают вдали огонёк. Данило посылает Ивана принести огоньку, «чтобы курево раз-весть». Иван садится на Конька-Горбунка, подъезжает к огню и видит что-то странное: «чудный свет кругом струится, но не греет, не дымится». Конёк-Горбунок объясняет ему, что это - перо Жар-птицы, и не советует Ивану подбирать его, так как оно принесёт ему много неприятностей. Иван не слушается совета, подбирает перо, кладёт его в шапку и, возвратившись к братьям, о пере умалчивает.

Приехав утром в столицу, братья выставляют коней на продажу в конный ряд. Коней видит городничий и немедленно отправляется с докладом к царю. Городничий так расхваливает замечательных коней, что царь тут же едет на рынок и покупает их у братьев. Царские конюхи уводят коней, но дорогой кони сбивают их с ног и возвращаются к Ивану. Видя это, царь предлагает Ивану службу во дворце - назначает его начальником царских конюшен; Иван соглашается и отправляется во дворец. Братья же, получив деньги и разделив их поровну, едут домой, оба женятся и спокойно живут, вспоминая Ивана.

А Иван служит в царской конюшне. Однако через некоторое время царский спальник - боярин, который был до Ивана начальником конюшен и теперь решил во что бы то ни стало выгнать его из дворца, - замечает, что Иван коней не чистит и не холит, но тем не менее они всегда накормлены, напоены и вычищены. Решив выяснить, в чем тут дело, спальник пробирается ночью в конюшню и прячется в стойле. В полночь в конюшню входит Иван, достаёт из шапки завёрнутое в тряпицу перо Жар-птицы и при его свете начинает чистить и мыть коней. Закончив работу, накормив их и напоив, Иван тут же в конюшне и засыпает. Спальник же отправляется к царю и докладывает ему, что Иван мало того, что скрывает от него драгоценное перо Жар-птицы, но и якобы хвастается, что может достать и самоё Жар-птицу. Царь тут же посылает за Иваном и требует, чтобы он достал ему Жар-птицу. Иван утверждает, что ничего подобного он не говорил, однако, видя гнев царя, идёт к Коньку-Горбунку и рассказывает ему о своём горе. Конёк вызывается Ивану помочь.

На следующий день, по совету Горбунка получив у царя «два корыта белоярова пшена да заморского вина», Иван садится на конька верхом и отправляется за Жар-птицей. Они едут целую неделю и наконец приезжают в густой лес. Посреди леса - поляна, а на поляне - гора из чистого серебра. Конёк объясняет Ивану, что сюда ночью к ручью прилетают Жар-птицы, и велит ему в одно корыто насыпать пшена и залить его вином, а самому влезть под другое корыто, и, когда птицы прилетят и начнут клевать зерно с вином, схватить одну из них. Иван послушно все исполняет, и ему удаётся поймать Жар-птицу. Он привозит её царю, который на радостях награждает его новой должностью: теперь Иван - царский стремянной.

Однако спальник не оставляет мысли извести Ивана. Через некоторое время один из слуг рассказывает остальным сказку о прекрасной Царь-девице, которая живёт на берегу океана, ездит в золотой шлюпке, поёт песни и грает на гуслях, а кроме того, она - родная дочь Месяцу и сестра Солнцу. Спальник тут же отправляется к царю и докладывает ему, что якобы слышал, как Иван хвастался, будто может достать и Царь-девицу. Царь посылает Ивана привезти ему Царь-девицу. Иван идёт к коньку, и тот опять вызывается ему помочь. Для этого нужно попросить у царя два полотенца, шитый золотом шатёр, обеденный прибор и разных сластей. Наутро, получив все необходимое, Иван садится на Конька-Горбунка и отправляется за Царь-девицей.

Они едут целую неделю и наконец приезжают к океану. Конёк велит Ивану раскинуть шатёр, расставить на полотенце обеденный прибор, разложить сласти, а самому спрятаться за шатром и, дождавшись, когда царевна войдёт в шатёр, поест, попьёт и начнёт играть на гуслях, вбежать в шатёр и её схватить. Иван успешно выполняет все, что велел ему конёк. Когда они все возвращаются в столицу, царь, увидев Царь-девицу, предлагает ей завтра же обвенчаться. Однако царевна требует, чтобы ей достали со дна океана её перстень. Царь тут же посылает за Иваном и отправляет его на океан за перстнем, а Царь-девица просит его по пути заехать поклониться её матери - Месяцу и брату - Солнцу. И на другой день Иван с Коньком-Горбунком снова отправляются в путь.

Подъезжая к океану, они видят, что поперёк него лежит огромный кит, у которого «на спине село стоит, на хвосте сыр-бор шумит». Узнав о том, что путники направляются к Солнцу во дворец, кит просит их узнать, за какие прегрешенья он так страдает. Иван обещает ему это, и путники едут дальше. Вскоре подъезжают к терему Царь-девицы, в котором по ночам спит Солнце, а днём - отдыхает Месяц. Иван входит во дворец и передаёт Месяцу привет от Царь-девицы. Месяц очень рад получить известие о пропавшей дочери, но, узнав, что царь собирается на ней жениться, сердится и просит Ивана передать ей его слова: не старик, а молодой красавец станет её мужем. На вопрос Ивана о судьбе кита Месяц отвечает, что десять лет назад этот кит проглотил три десятка кораблей, и если он их выпустит, то будет прощён и отпущен в море.

Иван с Горбунком едут обратно, подъезжают к киту и передают ему слова Месяца. Жители спешно покидают село, а кит отпускает на волю корабли. Вот он наконец свободен и спрашивает Ивана, чем он ему может услужить. Иван просит его достать со дна океана перстень Царь-девицы. Кит посылает осетров обыскать все моря и найти перстень. Наконец после долгих поисков сундучок с перстнем найден, и Иван доставляет его в столицу.

Царь подносит Царь-девице перстень, однако она опять отказывается выходить за него замуж, говоря, что он слишком стар для неё, и предлагает ему средство, при помощи которого ему удастся помолодеть: нужно поставить три больших котла: один - с холодной водой, другой - с горячей, а третий - с кипящим молоком - и искупаться по очереди во всех трёх котлах. Царь опять зовёт Ивана и требует, чтобы он первым все это проделал. Конёк-Горбунок и тут обещает Ивану свою помощь: он махнёт хвостом, макнёт мордой в котлы, два раза на Ивана прыснет, громко свистнет - а уж после этого Иван может прыгать даже в кипяток. Иван все так и делает - и становится писаным красавцем. Увидев это, царь тоже прыгает в кипящее молоко, но с другим результатом: «бух в котёл - и там сварился». Народ тут же признает Царь-девицу своей царицей, а она берет за руку преобразившегося Ивана и ведёт его под венец. Народ приветствует царя с царицей, а во дворце гремит свадебный пир.

Пересказала

Литературная викторина по сказке П.П.Ершова «Конёк – Горбунок».

Цель: выработка умений самостоятельно применять полученные на уроках знания во внеурочной деятельности.

Задачи:

*создание условий для обобщения и систематизации знаний по сказке «Конёк – горбунок»;

* развитие познавательной активности, читательской памяти, внимания, творческого мышления;

* воспитание стремления к самостоятельному чтению через возможность проявить свои знания и сравнить их со знаниями других учащихся;

* способствовать развитию коммуникативных отношений между детьми;

Ход мероприятия

Ведущий: Сегодня, дорогие ребята, мы с вами встретимся с героями замечательной сказки « Конек-горбунок», которую написал русский писатель Петр Ершов. Он родился в 1815 году в селе Безруково.

К сожалению, эта сказка оказалась единственным произведением Ершова, которое дошло до нас, и до сих пор оно потрясает всех своим юмором, знанием русских обычаев и традиций. Многие высказывания из этой сказки стали пословицами и поговорками.

А теперь давайте перейдем непосредственно к сказке «Конек – Горбунок». Для того, чтобы совершить путешествие по сказке, необходимо разделиться на три команды. Каждая команда получает по флажку с изображением Конька- Горбунка, который нужно поднять тогда, когда команда хочет ответить на поставленный перед ней вопрос. Выигрывает та команда, у которой будет больше правильных ответов.

Конкурс оценивает жюри из 3-х человек (представить членов жюри).За правильный ответ команда получает жетон.

Разминка.

Тест по сказке П.П.Ершова «Конёк – Горбунок».

1. Сколько сыновей было у отца?

2. По словам хитрого старшего брата, всю ночь...

шел дождь

был страшный мороз

был сильный ветер

3. Что взял с собой в дозор Иван-дурак?

малахай и хлеб

4. Сколько коней, вместе с Коньком-горбунком, Иван получил от кобылицы, которая помяла пшеничное поле?

5. Каков был рост Конька -горбунка?

три вершка

два вершка

четыре вершка

6. Материал, из которого состояла гора на поляне Жар-птиц?

драгоценные камни

7. Чтобы не обжечься, хватая жар-птицу Иван решил надеть...

рукавицы

8.Емкость, в которую налил Иван приманку для жар-птицы

9. Во что посадил Иван Жар-птицу, которую поймал?

в золотую клетку

10. Кто главный помощник Ивана в сказке?

Конек-горбунок

жар-птица

Тур 1. “Кто это?” (определи по описанию героев сказки)

1. Ражий парень, хоть куды!

Волос гладкий, сбоку ленты,

На рубашке прозументы,

Сапоги как ал сафьян

(Царский спальник об Иване-дурачке)

2. “Эта вовсе не красива;

И бледна-то, и тонка,

Чай в обхват-то три вершка;

А ножонка-то, ножонка!

Тьфу ты! Словно у цыпленка!

Пусть полюбится кому,

Я и даром не возьму.

(Иван-дурачок о Царь-девице)

3. “Ох, ты, вечная гуляка,

И крикун и забияка!

Всё бы, дрянь, тебе гулять

Всё бы драться да кричать”

(Дельфины об Ерше, когда его искали по Китову приказу)

4. “Вьётся кругом над полями

Виснет пластью надо рвами

Мчится скоком по горам

Ходит дыбом по лесам”

(Кобылица – мать Конька-Горбунка)

5. “Он зимой тебя согреет,

Летом холодом овеет,

В голод хлебом угостит

В жажду мёдом напоит”

(Кобылица говорила Ивану о Коньке-Горбунке)

Тур 2. “Кому принадлежат эти слова?”

1. Я шутить ведь не умею

(Иван-дурак – кобылице)

2. “Ты вот, так сказать, примерно,

Сослужил мне службу верно,

То есть, будучи при всем

Не ударил в грязь лицом”

(Старик о старшем сыне Даниле)

3. “Эй, хозяин,- полно спать!

Время службу исправлять”

(Конек-Горбунок Ивану)

4. “Царь велел вам долго жить!”

(Царь-девица народу о смерти царя)

5. “Что ты долго не являлся?

Где ты, вражий сын, шатался?”

(Кит Ершу)

6. “Путь-дорога, господа!

Вы откуда и куда?”

(Рыба-кит Ивану и Коньку)

7. “Соколины твои очи

Не дадут мне спать средь ночи.

И во время бела дня –

Ох! Измучают меня”

(Царь о Царь-девице)

8. “Будьте милостливы, братцы!

Дайте чуточку подраться”

Тур 3. “Что? Где? Когда?”

1. За горами, за лесами,

За широкими морями,

Не на небе – на земле

Жил старик в одном селе,

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

Как звали старика и его трех сыновей?

(Старик – Пётр, сыновья – Данило, Гаврило, Иван)

2. Чем занимались старик и его сыновья?

(Братья сеяли пшеницу

Да возили в град-столицу:

Знать, столица, та была

Недалече от села.

Там пшеницу продавали,

Деньги счетом принимали)

3. Как старик сумел уговорить младшего сына Ивана-дурака отправиться караулить поле? Что он ему пообещал?

(Я куплю тебе лубков.

Дам гороху и бобов)

4. Иван очень любил петь. Назовите некоторые из его песен.

(“Распрекрасные вы очи”, “Ходил молодец на Пресню”)

5. Какие условия Иван-дурак поставил царю, когда соглашался идти служить в царскую конюшню?

(Только, чур, со мной не драться,

И давать мне высыпаться,

А не то я был таков!)

6. Какой срок давал царь Иванушке, чтобы он достал Жар-птицу и Царь-девицу?

(Три недели)

7. В какую сторону и сколько дней ехали Иван и Конек-Горбунок за Жар-птицей и Царь-девицей?

(На восток, 8 дней.)

8. Чем наградил царь Ивана, когда он привез Жар-птицу?

(Пожаловал чин “Царский стременной”)

9. Чем угрожал царь Ивану, если он не привезёт ему Царь-девицу?

(Посадить на кол)

10. При помощи чего Иван поймал Жар-птицу?

(Два корыта белоярова пшена,

Да заморского вина)

11. Что потребовал у царя Иван для царевниной поимки?

(Две ширинки, шитый золотом шатёр,

Да обеденный прибор,

Весь заморского варенья

И сластей для прохлажденья)

12. Какие условия выдвинула Царь-девица царю, когда он предложил ей выйти за него замуж?

(То доставь ты мне в три дня

Перстень мой из Окияна.

Коль себя не пожалеешь,

То опять помолодеешь)

13. С какой скоростью скакал Конек-Горбунок?

(И в почин на первый вечер

Верст сто тысяч отмахал

И нигде не отдыхал)

14. Назовите родных Царь-девицы.

(Месяц – мать мне,

Солнце – брат)

15. Сколько лет рыба-кит был в немилости у Солнца и за что?

(10 лет уж тут лежу

… что без божьего веленья

Проглотил среди морей

Три десятка кораблей)

16. Что предлагал в награду рыба-кит Ивану и Коньку-Горбунку за то, что они помогли ему освободиться?

(Раковин цветистых,

Рыбок золотистых,

Крупных жемчугов)

17. Какие рыбы помогали Ивану достать со дня морского сундук Царь-девицы?

(Рыба-кит, белые осетры, ёрш, лещ, сом, черный рак, два дельфина, сельди)

18. Опишите сундучок Царь-девицы.

(С перстнем красным сундучок

Пуд, по крайней мере, во сто)

19. Сколько лет было Царь-девице?

(Мне 15 только лет)

20. Сколько лет было Царю?

21. В сказке описываются 4 лошади – кобылица, два коня и игрушка-Горбунок. Какой масти были лошади?

(Кобылица та была

Вся, как зимний снег, бела

Молодые, вороные,

Вьются гривы золотые,

В мелки кольца завитой

Хвост струится золотой)

Тур 4. Что бы это значило?

(В сказке П.П. Ершова много слов, которые мы сейчас не употребляем в нашей речи, или употребляем в другом значении)

Бабка чёрная

(Игральная кость)

Гости

(Купцы, торговые люди)

Ендова

(Кувшин для разлива вина)

Лубок

(Раскрашенные картинки с изображением героев былин и сказок)

Малахай

(Меховая шапка с длинными ушами. Длиннополая одежда без пояса)

Опояски

(Длинный кусок ткани, которой опоясывались, в него зашивали деньги)

Постучали ендовой

(Выпили вина)

Рядовой

Фата

(Женский головной убор – покрывало из очень лёгкой ткани)

IV. Составь портрет

Каждая команда получает карточки с именами героев сказки «Конек–Горбунок». Пользуясь текстом сказки, они должны найти в книге словесный портрет данных героев.

Список сказочных героев.

1) Чудо-юдо рыба-кит

«Поперек моря лежит

Чудо- юдо рыба кит.

Все бока ее изрыты,

Частоколы в ребра вбиты,

На хвосте сыр–бор шумит.

На спине село стоит,

Мужики на губе пашут,

Между глаз мальчишки пляшут,

А в дубраве меж усов,

Ищут девушки грибов…»)

2) Жар–птица

« Неча молвить страх красивы!

Ножки красные у всех,

А хвосты-то сущий смех!

Чай, таких у куриц нету,

А уж сколько парень свету,

Чай таких у куриц нету,

А уж сколько парень свету,

Словно батюшкина печь»

3) Царь–девица

« Царь–девица подплывает,

Входит с гуслями в шатер,

И садится за прибор.

« Хм! Так вот та царь-девица!

Как же в сказках говорится, -

Рассуждает стременной, -

Что куда красна собой

Царь- девица, так что диво!

Эта вовсе не красива:

И бледна–то, и тонка,

Чай, в обхват–то три вершка,

А ножонка-то, ножонка!

Тьфу-ты! Словно у цыпленка!

Пусть полюбится кому,

А я и даром не возьму»

4) Чудо–кони.

«Молодые, вороные,

Вьются гривы золотые,

В мелки кольца завитой

Хвост струится золотой,

И алмазные копыты

Крупным жемчугом обиты».

Подведение итогов, награждение победителей.

Конек-Горбунок – чудесное создание народного творчества, поселившееся в одноименной сказке . Талантливый тоболяк описал персонажа так: лошадь в миниатюре «ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами да с аршинными ушами». Из Горбунка вышел отличный товарищ и помощник, Конек видит выход из любой трудной ситуации, в которые умудряется попадать главный герой .

История создания

Легендарную сказку, вошедшую в золотой фонд русской литературы, написал 19-летний юноша. Приехавший из сибирской глубинки студент питерского университета Петр Ершов задумывал произведение для взрослых, а полюбилось оно прежде всего детям.

Вдохновением для начинающего писателя послужили сказки , при этом сюжет полностью народный, взятый из фольклора скандинавов и славян, живших на Балтике. Автор лишь выстроил в стройный ряд чудесные рассказы, местами пополнив их деталями «из головы». Получилось произведение, которое пленяет простодушием, задорными шутками и сочным, мелодичным языком. Недаром, прочитав сказку, Пушкин изрек:

«Теперь этот род сочинений можно мне и оставить».

Великий русский писатель настолько проникся мастерством юного сказочника, что выражал надежду напечатать ее как дешевое издание в картинках, чтобы непременно дошло до простого люда. Среди поклонников Ершова оказался и мастер волшебной сказки .


Впервые эпизоды сказки «Конек-Горбунок» напечатали в журнале «Библиотека для чтения». Отдельным изданием произведение вышло в 1834 году, но цензура его не пожалела, вырезав значительные куски, касающиеся жадности урядников и глупости жестокого царя. Плюс цензоров возмущали простонародные стихи, от которых так и веяло дерзостью. Но это было только начало.

Спустя десятилетие живую остроумную сказку про крошечного конька и вовсе запретили, 13 лет она находилась в забвении. Затем Ершов отредактировал главы, вернул вычеркнутые цензурой куски, и книга продолжила славный путь к читателям, с конца 19 века прочно обосновавшись в детских библиотеках.

Образ и сюжет

В центре произведения лежит типичный сказочный сюжет, основанный на троичности: в семье крестьянина три сына – двое умных, а третий интеллектом не вышел. Иван-дурак поймал красавицу-кобылицу, по ночам вытаптывавшую пшеницу в родовых угодьях. За свободу лошадь обещала родить трех коней – двух лощеных жеребцов на продажу и миниатюрного горбунка с длинными ушами, который станет верным другом.


Главный герой со своим волшебным Коньком-Горбунком ввязываются в удивительные приключения. Иван случайно находит перо Жар-птицы и заступает конюхом на службу к царю. По повелению правителя юноша отыскал чудесную пернатую, за что был удостоен повышения по службе. Следующее желание царя практически неисполнимо – доставить ко двору Царь-девицу, дочь Месяца и сестру Солнца, живущую на берегу океана. Отчаявшегося Ивана вновь поддерживает Конек-Горбунок, уверяя, что невозможное возможно.

И действительно, Царь-девицу удалось поймать. Увидев красавицу, государев муж тут же воспылал к ней любовью. Но избранница поставила условие – венчаться согласна, только если царь достанет со дна морского перстень. И снова отдуваться пришлось Ивану с Горбунком. Выполнить нелегкое задание помог чудо-кит, спасенный главными героями.


Драгоценное украшение не помогло царю завоевать сердце красотки. Царь-девица желала видеть в мужьях молодца, а для этого нужно искупаться в трех котлах – с горячим молоком, холодной водой и кипятком. Конечно, сначала испробовать метод на себе предстояло Ивану, но и тут Конек-Горбунок применил свой волшебный дар – из котлов живым и невредимым появился писаный красавец. А царь, вдохновленный преображением Ивана, сварился. Так Иван-дурак женился на прекрасной девушке и занял престол.

Сказка насыщена персонажами, среди которых всего два положительных героя – Иванушка-дурачок и его мудрый товарищ Конек-Горбунок. Остальные нейтральные или отрицательные.


Для понимания идеи важны образы братьев и правителя. Ершов дает характеристику братьев Ивана: похожие друг на друга детины – трусливые обманщики, готовые ради наживы обвести вокруг пальца родного человека. Характеристика царя тоже хрестоматийна, в создании персонажа автор использовал сатирические нотки: глупый государь верит сплетням и слухам, из зависти и жадности вовсю использует царское положение.

Младший же крестьянский сын – полная противоположность своим братьям и тем более царю. Он умеет дружить, не ценит материальные блага, добрый и смелый. Характеристика Ивана как дурачка обманчива, на деле юноша оказывается ловким, смекалистым, «сам не прост», может и «черта оседлать».


Как любая волшебная сказка, «Конек-Горбунок» не несет особой морали, напоминая лишь, что не всегда исход дела в руках человека – есть более могущественные силы. Однако это произведение учит крепкой дружбе, благодаря которой удается пройти испытания, пережить невзгоды и добиться успеха.

Экранизации

По мотивам стихотворного произведения Ершова «Конек-Горбунок» россияне сняли художественный фильм и мультик, и даже записали творение в формате аудиосказки, где текст читает .


Особенность красочного мультфильма в том, что он выпущен в двух вариантах, – в 1947 и 1975 годах. Второй просто дополнен новыми сюжетами, а также изменена цветовая гамма части персонажей.

Например, сначала Жар-птица желтая, позже в ее окрасе появляется оранжевый и красный оттенки. Над озвучкой мультика трудились и (Иван), и (царь), Алик Качанов и Светлана Харлап (Конек-Горбунок).


Советский мультфильм пришелся по вкусу . Американский художник и режиссер показывал его как пример мультипликационного мастерства своим коллегам.

Черно-белую сказку в первый год Великой Отечественной войны подарил малышам режиссер . В чудесном фильме образ Иванушки примерил . Через 40 лет, уже после смерти автора, картина получила золотую медаль на кинофестивале детских фильмов в Кито.


Сюжет сказки также нашел воплощение в балетах композиторов Цезаря Пуни и . В постановках с ролью Конька-Горбунка великолепно справились Алла Щербинина, Анатолий Сапогов, Геннадий Янин, Илья Петров.

В конце 20 века в литературных кругах стала укрепляться версия, что на самом деле сказку написал Александр Пушкин. Якобы такой молодой автор как Петр Ершов, из-под пера которого до «Конька-Горбунка» ничего талантливого не выходило, не сумел бы сочинить столь блистательное произведение. Кроме того, певучесть языка напоминает «Сказку о царе Салтане». Подтвердить или опровергнуть теорию невозможно, ведь личные дневники и черновики сказки Ершов уничтожил.


Петр Ершов велосипед не изобрел. До него в мире уже гуляли произведения устного народного творчества с подобным сюжетом. Похожие сказки встречаются у украинцев, белорусов, норвежцев. Например, «Семь жеребят» повествует о трех сыновьях-пастухах, стерегущих королевских коней. Младший брат подружился с говорящим жеребенком, который помогает ему заполучить в жены принцессу. В начале 20 века обнаружен схожий сюжет в чувашском фольклоре – сказка называется «Иван и дочь Водяного».

Детей 80-ых развлекал игровой автомат «Конек-Горбунок». За 15 копеек детвора пыталась выиграть перо Жар-птицы, царевну, сундук с драгоценностями.

Цитаты

«Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак»
«Велика беда, не спорю;
Но могу помочь я горю.
Оттого беда твоя,
Что не слушался меня».
«…И скорее сам я сгину,
Чем тебя, Иван, покину…»
«Двух коней, коль хошь, продай,
Но конька не отдавай
Ни за пояс, ни за шапку,
Ни за чёрную, слышь, бабку.
На земле и под землей
Он товарищ будет твой».

Прочитал Конька-Горбунка с картинками. Нахожусь в состоянии восторга от героев былинных сказок.
Начинается повесть с воровства пшеницы на полях отца Ивана. Старшие братья, посланные в дозор, пользы не принесли, а Иван на третью же ночь поймал молодую кобылицу, которая, устав от холостяцкой удали Ивана, молвила ему человеческим голосом, что "По исходе же трех дней Двух рожу тебе коней".

Позже этих коней уводят на продажу в град-столицу Данило и Гаврило - завистливые братья дурака, мотивируя свой отьезд необходимостью продать какой-то свой товар и заодно узнать "нейдет ли царь Салтан Басурманить христиан". Надо сказать, что фамильные связи между братьями и Иваном почти отсутствовали, так как братья, только что раскаившиеся в воровстве коней, тут же пытаются сжить его со свету отправляя в ночь на свет пера жар-птицы "Сам же думает Данило: "Чтоб тебя там задавило!" Гаврило желает того же. К счастью, все обошлось и провинциальное братство на следующий день в полном составе добралось до цели - городского маркета.

Порядки царящие на ярмарке тогда устанавливались городничим и были вполне справедливыми. Так, его глашатай объявлял народу буквально следующее: "сидеть Подле лавок и смотреть, Чтобы не было содому, Ни давежа, ни погрому, И чтобы никой урод Не обманывал народ!" Откуда на ярмарке может быть содом, я так и не понял. Может, имелся ввиду только конский ряд?

Увидев возле Ивановых коней столпотворение, "Городничий удивился, Что народ развеселился," а его стрельцы "ударили в бичи" освобождая проезд для начальника. В итоге с привлечением Царя кони перешли в государственную собственность, Иван получил министерский портфель начальника конюшни и стало "У Ивана красных платьев, Красных шапок, сапогов Чуть не десять коробов", а у братьев наладилась личная жизнь "Оба враз они женились, Стали жить да поживать Да Ивана поминать". Здесь я думал что наступил конец, ан нет. Вместо эпилога я прочитал про зарегистрировавших свой брак братьев что "теперь мы их оставим, Снова сказкой позабавим Православных христиан, Что наделал наш Иван". Ну, думаю, наверное начнет Иван злоупотреблять служебным положением у себя там в конюшне. Я как знал что в истории не хватает женщины.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
Будучи незнаком с фольклором, сначала я было потерялся. Веселые присказки предваряющие дальнейшую историю меня несколько смутили. Ну вот, например: "Новый гроб в лесу стоит, В гробе девица лежит"; Наконец началось. Предшественник Ивана, злой спальник, готовый на все: "А нешто, так я и пулю, Не смигнув, умею слить, Лишь бы дурня уходить" - так раньше образно говорили про лишение человека жизни. К счастью, спальник решил ограничиться доносами на Ивана, который среди прочего якобы "Католицкий держит крест И постами мясо ест" и, украв у дурака перо жар-птицы, несет его завистливому царю. Ох и хлебнул Иван горя с этим пером. Сначала отказывался и на крики его величества "Что я - царь али боярин? Отвечай сейчас, татарин!" продолжал врать. В конец его мало что уличили, дак еще и заставили взять на себя чужое дело - достать всю жар-птицу целиком. А если нет, "То, клянуся бородой, Ты поплатишься со мной: На правеж - в решетку - на кол! Вон, холоп!". Таково было царское слово. Что такое правеж я не понял, думаю это особый вид пытки, еще хуже чем "на кол". С такими угрозами любой пойдет искать что угодно. На радость читателям птицу Иван-дурак поймал, после чего получил повышение и царское благоволение "Вот люблю дружка Ванюшу! Взвеселил мою ты душу, И на радости такой - Будь же царский стремянной!".

Только недолго радовался наш герой. Пошли слухи, что "У далеких немских стран Есть, ребята, окиян. По тому ли окияну Ездят только басурманы; С православной же земли Не бывали николи Ни дворяне, ни миряне На поганом окияне От гостей же слух идет, Что девица там живет". По полюбившемуся всем обычаю девицу надлежало как можно скорее украсть для нашего старорусского Царя. В роли кунака жениха опять назначили Ивана. Да, чуть не забыл, женщина та отличалась, среди прочего, следующим: "Та девица, говорят, Ездит в красном полушубке, В золотой, ребята, шлюпке И серебряным веслом Самолично правит в нем" - была владелицей яхты, в переводе на наш современный язык. Донос был организован конечно опять проклятым спальником. Сроку дали совсем немного "Если ты недели в три Не достанешь Царь-девицу В нашу царскую светлицу, То, клянуся бородой! Ты поплатишься со мной!" И почему раньше клялись бородой? Наверное это было нечто символизирующее пик мужского достоинства. Надо попробовать увеличить свою.

Иван-дурак как всегда поплакался Коньку-Горбунку и пошел просить у Царя инвентарь: "Ведь для поимки Надо, царь, мне две ширинки". Тут я остановился. Всякие я видел дольче-габаны, но с двумя ширинками никогда. Я думаю, что девица если бы увидела кого с двумя ширинками, сама бы грохнулась об пол, поэтому Иван хоть и дураком звался, да был умнее нас, современных мужчин. По прибытии на место ожидаемого появления красавицы, Конек так инструктирует Ивана: "Ну, раскидывай шатер, На ширинку ставь прибор". Где-то здесь я понял что Царь-девице не оставили никаких шансов. Ее поймали, связали, привезли во дворец и отдали Царю. В общем, приготовили к свадьбе. Но не тут то было - без фамильного перстня девица отказывает самодержцу в близости. Для решения проблемы опять привлекли Ивана, и, так как его зарплата не позволяла ему иметь собственного мнения: "На другой день наш Иван, Взяв три луковки в карман, Потеплее приоделся, На коньке своем уселся И поехал в дальний путь..." Интересно, что за луковки он взял и хватит ли ему трех? В общем, настоящая сказка.

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ
Опять начинатется с национальных шуток и прибауток: "Бьет свекровь свою невестку: Посадила на шесток, Привязала за шнурок, Ручки к ножкам притянула, Ножку правую разула". Интересно, что бы сказал об этом Зигмунт Фрейд? Долго ли, коротко ли ехали друзья, по пути повстречав Чудо-Юдо рыбу кита они,наконец, добрались до дальнего зарубежья: "Здесь земля-то голубая". Но это, скорее всего, является метафорой, потому что у него с Месяцем-Месяцовичем все выглядело довольно традиционно: "Крепко шею обнимал, Трижды в щеки целовал", хоть Месяц-месяцович, узнавший про намерения Царя жениться, и недвусмысленно ругается: "Вишь, что старый хрен затеял". Наконец Иван приступил собственно к поискам перстня, озадачив Чудо-Юдо рыбу, предварительно сняв с него заклятие: Оттого твои мученья, Что без божия веленья Проглотил ты средь морей Три десятка кораблей". Надо сказать, что об отплытии кита предупредили и живущих на нем крестьян: Утро с полднем повстречалось, А в селе уж не осталось Ни одной души живой, Словно шел Мамай войной!" Про Мамая я раньше уже читал у Носовского и Фоменко, и снисходительно усмехнулся над путающим исторические факты недалеким Ершовым.

В благодарность кит обещает Ивану достать Перстень красной Царь-девицы лично, но как это часто бывает жизни, без очередного героя с приставкой дурак дело не движется. Им выступает колючий Ерш, которого и ловят дельфины за его любимым занятием, крича: "Смирно! черти б вас побрали! Вишь, содом какой подняли". Действие стремительно разворачивается, перстень находится и вручается Ивану который немедля отправляется восвояси обратно. Но по возвращении Ивана царь сталкивается на этот раз с проблемами юридического характера, когда принцесса ему заявляет буквально следующее: "Но взгляни-ка, ты ведь сед; Мне пятнадцать только лет: Как же можно нам венчаться? Все цари начнут смеяться". Странно, что она тоже препятсвием видит не свой возраст, как я, а мнение третьих лиц о супружестве. Но, как известно, безвыходных ситуаций не бывает - надо поочердно искупаться в холодной и кипящей воде, завершив процедуру погружением в нагретое до температуры пастеризации молоко: "Ты без платья, налегке, Искупайся в молоке; Тут побудь в воде вареной, А потом еще в студеной, И скажу тебе, отец, Будешь знатный молодец!" Понятно, что Царь был не дурак, и для пробы приготовил Ивана, уговорив его ласковыми словами: Не исполнишь повеленье, - Я отдам тебя в мученье, Прикажу тебя пытать, По кусочкам разрывать. Вон отсюда, болесть злая!" Тут Иванушка, рыдая, Поплелся на сеновал, Где конек его лежал." До государственного переворота оставались сутки - потому что вскоре Царица, не глядя на варящегося Царя "Знак к молчанью подает, Покрывало поднимает И к прислужникам вещает: "Царь велел вам долго жить! Я хочу царицей быть. Люба ль я вам? Отвечайте! Если люба, то признайте Володетелем всего И супруга моего!" Тут царица замолчала, На Ивана показала." Так проходили раньше демократические выборы.

А простому люду куда деваться, конечно: "Люба, люба! - все кричат. - За тебя хоть в самый ад! Твоего ради талана Признаем царя Ивана!"

Конечно, вечером все напились: "Все подвалы отворяют, Бочки с фряжским выставляют, И, напившися, народ Что есть мочушки дерет". Конец у меня не вызвал удивления.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении