Знай свое дело

Формирование связной монологической речи обучающихся начальной школы с нарушениями речи. Презентация " формирование связной речи" формируют умение выделять

«Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определённый эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать её нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки», - утверждает М.М. Алексеева. Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не сможет быть средством общения.


В дошкольном образовательном учреждении при развитии речи детей, ставится основная задача: формировать связную устную речь и речевые навыки общения дошкольников с окружающими людьми. Эта задача достигается формированием у детей монологической и диалогической речи. Стародубова Н.А. утверждает: «Потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами, переживаниями присуща человеку. Ребёнку она присуща ещё в большей мере. Эту потребность надо широко использовать в интересах развития речи детей, руководства направленностью их мыслей и ростом запаса представлений» Проблема развития диалогической речи была исследована многими отечественными и зарубежными специалистами словесности в разные периоды времени. Это такие учёные как: Е.А. Тихеева, А.М. Бородич, О.И. Соловьёва, О.С. Ушакова, В.В. Гербова, А.Г. Арушанова, Е.А. Флёрина и другие.


Через диалог ребёнок черпает для себя полезную информацию, удовлетворяет свою потребность в общении. Особенности диалога по Л.П. Якубинскому: - состоит из отдельных реплик или цепи речевых реакций; - осуществляется либо в виде разговора двух или более участников, либо в виде чередующихся вопросов и ответов; - участники диалога всегда понимают, о чём идёт речь, и не нуждаются в развёртывании высказывания и мысли; - речь может быть сокращённой, неполной, фрагментарной; характерно кратковременное обдумывание реплики, разговорная лексика и фразеологические обороты, простые и сложные бессоюзные предложения, использование шаблонов, речевых стереотипов, клише; - связность обеспечивается минимум двумя - собеседниками; - часто сопровождается мимикой и жестами; - стимулируется не только внутренними, - но и внешними мотивами.


Но зачастую при наблюдении в учебно – воспитательной работе с детьми в ДОУ заметно, что беседы с детьми планируются и осуществляются не систематически, не предусматривается развитие навыков диалога у детей, говорит в беседе преимущественно воспитатель, а речевая нагрузка детей мала. Детей на занятиях не учат задавать вопросы, формулировать развёрнутые, грамотные ответы. Недостаточно используются игровые ситуации и упражнения на развитие способностей к коммуникации. Зачастую, профессиональные навыки воспитателей бывают на низком уровне, что связано с небольшим опытом работы или, вообще, отсутствием педагогического образования. Занятость родителей, в ряде случаев их педагогическая безграмотность также не способствует развитию диалогических умений у детей. В итоге дети, пришедшие в школу из детских садов, не умеют строить диалог самостоятельно, имеют недостаточную речевую активность. Поэтому данная работа по развитию диалога у детей является актуальной и целесообразной.


В младшем дошкольном возрасте речь ребёнка стремительно развивается. Но это развитие происходит только под влиянием взрослого. Поэтому важно, чтобы ребёнка окружали люди, умеющие говорить правильно. Развитие диалога неразрывно связано с другим видом связной речи – монологической, а также с развитием всех компонентов устной речи, практическим овладением нормами речи. Такими как: формирование словаря, звуковой культуры речи, грамматического строя речи, формирования интереса и потребности в чтении. Развитие связной диалогической речи детей происходит как во время непосредственной образовательной деятельности (занятий), так и вне её в любое удобное время и могут длиться от 1 минуты до 15, проходить фронтально, по подгруппам и индивидуально.


В основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы развитие диалогической речи включается в образовательную деятельность «Коммуникация» направления «Познавательно – речевое развитие». В образовательные задачи программы не входит отдельная задача обучения связной диалогической речи детей младшего дошкольного возраста. Это связано с возрастными, анатомическими, психологическими, умственными особенностями развития младших дошкольников. Программа рекомендует начинать целенаправленное обучение диалогу, начиная со старшей возрастной группы (5 лет), а раннее, младшее и среднее дошкольное детство является подготовительным этапом для этого.


Но ребёнок, родившись, своим криком, первым вступает в диалог с окружающими. Являясь существом социальным, ребёнок с первых дней жизни начинает общаться. Это общение выражается как невербальным (мимика, жесты), так и вербальным (голосовым, речевым) способом. Взрослый помогает этой речи формироваться и развиваться.


Выделила румынская учёная психолингвист Т. Слама-Казаку: «- диалог занимает значительное место в детской речи; - у детей кроме простой формы общения (зова) отмечаются просьбы, жалобы, приказы, запреты, «сентиментальные объяснения»; - многочисленные обращения принимают повелительную форму («Смотри!», «Слушай!», «Иди!»). Для них характерна эллиптическая форма высказываний, когда отдельные слова заменяют целую фразу; - диалог принимает форму либо простого или более сложного разговора (состоящего из реплик) между двумя детьми, либо беседы между несколькими детьми; - у детей диалог очень редко состоит из параллельных высказываний, принадлежащих двум говорящим, не интересующимся друг другом. Первый из говорящих обращается фактически к кому-то, а слушатели отвечают ему, иногда не добавляя ничего нового; - диалог между ребёнком и взрослым носит более сложный характер, нежели между детьми одного возраста, и реплики следуют с подчёркнутой последовательностью благодаря тому, что взрослый придаёт более точное направление беседы, не удовлетворяясь непоследовательным или неясным ответом, принимаемым ребёнком – слушателем;


Структура диалогов довольно проста, используются двучленные диалогические единства. Реплики краткие, содержат только ту информацию, которую запрашивал собеседник; - в диалоге ребёнка данного возраста важное место занимают отрицательные реплики; - неустойчивость группировки, а также трудности поддержания беседы тремя-четырьмя партнёрами. Группировки беспрерывно видоизменяются (один партнёр включается в диалог, другой – выходит); - непоследовательность в содержании беседы, даже при наличии одной и той же группы. Когда один из говорящих, внезапно увлечённый новым интересом, начинает говорить о чём-нибудь другом, группа либо не обращает на это внимания, либо, напротив, вся группа или, по крайней мере, её часть переключается на новую тему» - Все эти особенности необходимо учитывать в работе с детьми.


Развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого. Развитие диалога неотрывно связано с развитием памяти, мышления, воображения ребёнка. Необходимо давать детям разные упражнения, задания и игры на развитие этих качеств, что благотворно скажется и на развитии всех речевых функций.


Разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог); - подготовленная беседа; - чтение литературных произведений; - словесные поручения; - речевые ситуации, направленные на формирование навыков составления диалогов; - разнообразные игры (сюжетно–ролевые, словесные дидактические, подвижные, игры–инсценировки, игры–драматизации и т д.)


При проведении разговоров рекомендуется следующее: - с самого начала необходимо расположить к себе ребёнка, приласкать его, заинтересовать либо игрушкой, либо яркой картинкой, либо животным в уголке природы и пр.; - начинать разговор можно только в том случае, если ребёнок не знает, чем заняться. Если он увлечён интересным для него делом, то разговор будет неуместным; - разговор должен проходить в спокойной обстановке, а не на ходу; - внимание к одному ребёнку не должно отвлекать педагога от других детей, надо видеть, чем они занимаются, во что играют; - говорить надо так, чтобы у ребёнка осталось удовлетворение от того, что его выслушали; - необходимо знать, каковы интересы детей, их любимые занятия, что происходит у них в семье. Содержанием разговоров служит жизнь в детском саду и дома, их игры и развлечения, уход за животными и растениями, поступки детей, книги, мультфильмы, фильмы и т.д.


Беседа – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определённую тему. Беседа учит детей логически мыслить. Помогает постепенно перейти от конкретного способа мышления к простейшему абстрагированию. В ходе беседы дошкольники учатся производить умственные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника, давать понятные для окружающих ответы на поставленные вопросы. Воспитатель беседует с детьми рассматривая картины, иллюстрации книг, предметы, игрушки, наблюдая за природными явлениями и объектами живой и неживой природы, а также о жизненных и бытовых ситуациях, которые близки ребёнку. Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе). Помогать доброжелательно общаться друг с другом. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.


Искренне и ярко рассказывая об ожидаемых событиях, воспитатель помогает ребенку почувствовать себя значимым, уверенным в себе, настраивает на позитив завтрашнего дня. Рассказы воспитателя о себе в сказочной форме помогают детям преодолеть различные страхи, понять нежелательность некоторых поступков. В моей работе существуют благоприятные условия совместного рассматривания картин, подготавливающие детей к пересказу и активизирующие инициативную речь: - использование в завязке рассказа воспитателя фраз, заключающих в себе эмоциональное отношение рассказчика к изображаемому; - включение в рассказ взрослого предложений, содержащих вопросы, восклицания, прямую речь; - выстраивание сюжета в строгой последовательности, чтобы одно высказывание дополняло и продолжало другое.


Чтение даёт детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очерёдности, усвоить разные виды интонации, помочь в развитии логики разговора. В программу можно включать русский и зарубежный фольклор: песенки, потешки, сказки; авторские произведения, содержащие диалоги. Такие как рассказы В. Сутеева «Утёнок и цыплёнок», «Кто сказал «мяу»?», «Кораблик»; Я. Тайца «Ага», «Кубик на кубик» и др.


Можно дать ребёнку поручение убрать на место книги, игрушки, помочь товарищу в одевании, показать новому ребёнку игрушки и т.д. Воспитатель просит повторить поручение, что необходимо для усвоения информации и её лучшего запоминания. После выполнения поручения надо узнать у ребёнка, как он с ним справился. Для развития умения слушать чужую речь полезны также игры в поручения «Матрёшка иди вверх – вниз», «Попроси мишку» и др. Поручения должны содержать одно – два - три действия.


Они направлены на трансформацию содержания беседы в диалог; на составление диалога по речевой ситуации. Например, воспитатель предлагает ситуацию: «Ты пришёл утром в детский сад. Что ты скажешь ребятам и воспитателю?», «Звонит телефон, ты берёшь трубку, что ты будешь говорить? и др.


Способствуют формированию и закреплению диалогических умений. Чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными видами диалогических реплик, соблюдать правила поведения содействует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика: игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и т.д. Используются игры «Магазин», «Путешествия», «Дочки – матери» и другие.


Закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное. В методике развития речи разработано много дидактических игр (В.В. Гербова, А.К. Бондаренко, О.С. Ушакова и др.):,«Согласен – не согласен», «Добавь словечко», «Один - много», «Скажи иначе», «Продолжи фразу», «Когда это бывает?», «Правильно – не правильно», «Кто как кричит», «Что изменилось?», различные загадки и др. Игры проводятся с опорой на наглядность и без неё.


Подвижные игры, содержащие диалоги («Коршун», «Гуси – гуси», «Краски», «Вороны и собачка», «Такой листок, беги ко мне», «Будут на зиму дрова» и др.), способствуют приучению детей к очерёдности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнёров. Это необходимо, чтобы вовремя вступить в игру и вовремя убежать. Пальчиковые игры и игры со словом также способствуют активизации диалогической речи.


Объединяют детей, хорошо знакомых с текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх ребёнок играет роль сказочного (литературного) персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь. Игры – инсценировки доступны уже младшим дошкольникам, они готовят основу для драматизаций, в которых дети координируют игровые действия с партнёрами и упражняются в диалогах, заимствованных из литературных произведений. Все эти методы и приёмы успешно используются в работе с детьми второй младшей группы.


Все игры, задания и упражнения, используемые в работе направлены на формирование у детей следующих речевых умений, необходимых в диалоге: - узнавать, называть, описывать предметы и явления (игра «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек») - задавать вопросы и отвечать на них (рассматривание сюжетных картин, игрушек, предметов; наблюдения) - соотносить разные части речи друг с другом, употребляя правильно числа, роды и падежи слов(игра «Один – много», «Добавь словечко») - находить ошибки в описании и повествовании и исправлять их (упражнение «Что напутал снеговик», игра «Так - правильно, так – неправильно») - развивать актёрские способности, свободно общаться со взрослыми и сверстниками (игры – инсценировки, драматизации) - быть вежливыми, дружелюбными, уметь выслушивать собеседника



1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, – 400 с. 2. Алябьева, Е. А. Развитие воображения и речи детей 4 – 7 лет: Игровые технологии / Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, – 128 с. - (Программа развития). 3. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей / А.Г. Арушанова: - М.: Просвещение, – 103 с. 4. Арушанова, А. Г. Ходят ушки на макушке: Речевые упражнения / А.Г. Арушанова, Р.А. Иванова, Е.С. Рычагова. - М.: ИД Карапуз, – 19 с. - (Развитие речи и культуры общения). 5. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателей дет. сада. / А.К. Бондаренко. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, – 160 с.: ил. 6. Бондаренко, А. К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, – 96 с. 7. Бородич, А. М. Методика развития речи. Курс лекций для студентов пед. ин-тов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, – 288 с. 8. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий / В.В, Гербова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, – 96 с.: цв. вкл. 9. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга для воспитателей детского сада / О.С. Ушакова [и др.]; под ред. О.С. Ушаковой. М.: Совершенство, – 368 с. 10. Запорожец, А. В. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / А.В. Запорожец. – М.: Просвещение, – 352 с. 11. Книга для чтения в детском саду и дома: 2 – 4 года: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / сост. В.В. Гербова и др. – М.: Оникс, – 272 с. 12. Козак, О. Н. Считалки, дразнилки, мирилки и прочие детские забавы / О.Н. Козак. – СПб.: Союз, – 176 с. -(Азбука развлечений). 13. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов пед. училищ / Л.П. Федоренко [и др.]; - 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, – 240 с. 14. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т, С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, – 336 с. 15. Протасова, Е. Ю. Едем, гудим – с пути уйди! Речевые упражнения с глаголами / Е.Ю. Протасова. – М.: ИД Карапуз, – 18 с. - (Развитие мышления и речи). 16. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детского сада / под ред. Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, – 224 с.: ил.- (Библиотека воспитателя детского сада). 17. Рузская, А. Г. Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста / А.Г. Рузская, С.Ю. Мещерякова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, – 64 с. 18. Сборник загадок: Пособие для учителя / сост. М.Т. Карпеко. – М.: Просвещение, – 80 с. 19. Слама-Казаку, Т. Некоторые особенности диалога маленьких детей / Т. Слама-Казаку // Вопросы психологии. – – С Соколова, Ю. А. Игры с пальчиками / Ю.А. Соколова. – М.: Эксмо, – 48 с.: ил. - (Божья коровка). 21. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / О.А. Соломенникова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, – 112 с. 22. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – М.: ИЦ Академия, – 256 с. 23. Теплюк, С. Н. Занятие на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2 – 4 лет / С.Н. Теплюк. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, – 144 с. 24. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста / Е.И, Тихеева. – Изд. 4-е. – Пособие для воспитателей детских садов. – М.: Просвещение, – 176 с.: ил. 25. Тысяча загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов / сост. Н. В. Елкина, Т. И, Тарабанина. – Ярославль: Академия развития, – 224 с.: ил. – (Игра, развитие, обучение, развлечение). 26. Ушакова, О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / О.С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, – 56 с. 27. Ушакова, О. С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников / О.С. Ушакова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, – 208 с. – (Развиваем речь). 28. Филичева, Т. Б. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями / Т.Б. Филичева, А.Р. Соболева. – Екатеринбург: Арго, – 80 с.: ил. 29. Хрестоматия для маленьких: Пособие для воспитателей детского сада / сост. Л. Н. Елисеева. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, – 431 с.: ил. 30. Шорохова, О. А. Речевое развитие ребёнка. Анализ программ дошкольного образования / О.А. Шорохова. – М.: ТЦ Сфера, – 128 с.

Слайд 1

Развитие речи младших школьников (из опыта работы)

Слайд 2

Воронцова Надежда Семёновна Учитель начальных классов МБОУ «Нынеккая СОШ»

Слайд 3

«В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени. Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на Земле горит еще тысячи лет. Человека того нет, а его слово остается и летит из поколения в поколение, как яркий свет угасшей звезды во Вселенной». М.Пришвин

Слайд 4

Заповеди учителя
Хорошо и много работать самой и учить этому своих учеников. Любить то, что преподаешь, любить тех, кому преподаешь. Учитель учит до тех пор, пока учится сам. Творчество в организации внеклассной работы. Тревожить душу каждого ребенка, учить его думать, размышлять, красиво и свободно выражать свои мысли.

Слайд 5

Для ребенка хорошая речь - залог успешного обучения и развития. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Слайд 6

Место развития речи в системе обучения русского языка

Слайд 7

Задачи по развитию речи:
обогащение речи учащихся лексическими и грамматическими средствами предупреждение и преодоление ошибок в произношении слов, в словообразовании, в построении предложений формирование навыков связной речи (устной и письменной)

Слайд 8

Основные правила развития языковой способности
Третье правило - логичность
Второе правило - систематичность
Первое правило - наглядность

Слайд 9

Ученые считают, что лучше всего использовать речевые способности ребенка до 10 лет.
«Заговори, чтобы я тебя увидел» Сократ

Слайд 10

С языковой точки зрения в методике развития речи принято выделять три направления: работа над словом (лексический уровень); работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень), при этом словосочетание нужно рассматривать как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому; работа над связной речью.

Слайд 11

В обучении детей связной речи необходимо использовать материал разных источников:
-собственный опыт жизни школьников; - наблюдения школьников; - материал, почерпнутый из книг; - из рассказов учителя; - различные картины, кинофильмы и др.; - разные жанры: повествование, описание, рассуждение.

Слайд 12

Слайд 13

Из школьных сочинений:
«Какой сегодня прекрасный сентябрьский день. Мы идём в поход! У меня душа радуется от того, что есть мы, есть природа». Никита
«Что принесёт нам Новый год? Мне –радость! Ведь я ещё маленькая и как каждый ребёнок жду какого-то чуда. И оно придёт! Ирина
«Снежинки бывают разные: в виде цветка, звезды, утенка и шарика. Они переливаются разными цветами: фиолетовым, белым и розовым. Моя снежинка была в виде звезды». Настя

Слайд 14

«Маленькие хитрости"
Необычное начало каждого урока. Разговорные пятиминутки. Словарная и орфографическая подготовка. Фонетическая зарядка. Еженедельное «Свободное сочинительство». Применение игровых приемов, заданий. Игра - ради дела. Упражнения по речевому этикету.

Слайд 15

Дидактическая игра с фразеологизмами

Слайд 16

Слайд 17

Работа над предложением и текстом
Работа над предложением является основным звеном в системе упражнений, подготавливающим детей к письменным изложениям и сочинениям.

Слайд 18

Виды работы над предложением
ответы на вопросы (только полные ответы); постановка учащимися вопросов к предложению; распространение предложения по вопросам и без вопросов; составление предложений на ту или иную тему(чаще всего связанную с самостоятельными наблюдениями в природе); составление предложений по картинке, по прочитанному тексту; составление словосочетаний разного типа и их включения в предложения (звонкие ручейки, чудесная пора, золотая осень, удивительное время); соединение 2-3 простых предложений в одно простое с однородными членами или сложное; переработка данных предложений с заменой одних слов другими, с заменой одних грамматических форм другими; восстановление деформированного предложения, текста.

Слайд 19

Виды работы над текстом
деление сплошного текста на отдельные предложения; составление связного текста по вопросам; составление связного текста из данных предложений; составление связного текста по опорным словам; составление связного текста из деформированных предложений; составление рассказа по данному началу; составление рассказа по его концу.

Атырауская область

Курмангазинский район

Средняя школа имени Абая

Методический материал учителя

английского языка

Тюякпаевой Данны Аскаровны

Тема работы:

«Основные компоненты процесса развития

диалогической речи, в условиях раннего обучения английскому языку»


Под диалогом понимается форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. В основе любого диалога лежат различные высказывания, комбинирование которыми составляет его сущность. Многие преподаватели уже давно оценили широкие возможности, сочетающиеся с минимальными затратами времени и объективностью результатов. Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения видится в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке. Устное общение, роль которого в настоящее время стала особенно значительной, невозможно без понимания речей собеседника, поскольку в процессе речевого взаимодействия каждый выступает как в роли говорящего, так и в роли слушающего. В этом и состоит актуальность исследуемой нами проблемы. Объектом исследования является процесс развития навыка диалогической речи. Предметом исследования было избрано диалогическое общение, а именно диалог-образец, обеспечивающий наивысшую эффективность развития навыка говорения, - то есть творческое использование диалогов-образцов для совершенствования учебно-воспитательного процесса в каждой методике. Цель работы - разработать систему упражнений по обучению диалогической речи на уроках иностранного языка и выявить условия ее эффективного функционирования на раннем этапе обучения. Задачи в работе с диалогической речью: 1. Определить научные основы и методы процесса обучения устной речи, умений и навыков; определить наиболее оптимальные пути проведения тренировочных упражнений в изучении иностранного языка посредством диалогов; 2. Разработать наиболее эффективную систему речевых упражнений для обучения диалогической речи; 3. Опытно-экспериментальным путем проверить и оценить эффективность разработанных путей и средств обучения диалогической речи; 4. Опираясь на результаты исследования, разработать методические рекомендации по совершенствованию процесса развития навыков диалогической речи. Гипотеза исследования: если диалоги-образцы будут отвечать требованиям программы по иностранным языкам и соответствовать возрастным особенностям детей, то будут обеспечены ожидаемые результаты использования диалогов для понимания иноязычной речи и умения общаться на иностранном языке.


Английский язык на раннем этапе изучения

Формирование и

развитие

языковой,

речевой и

социокультурной

компетенции

путем развития

диалогической

речи.

Формирование

навыков

чтения, письма и

говорения на

начальном

этапе обучения.

Развитие у школьников

способности

представлять

свою

страну и культуру в

условиях

иноязычного

межкультурного

общения.

Использование эффективных

форм работы

при изучении и закреплении лексического и грамматичекого

материала.

Формирование у

школьников

уважения

к другим народам

и культурам.

Развитие интеллектуальных

и творческих способностей

учащихся


1. Определить научные основы и методы процесса обучения

устной речи, умений и навыков; определить наиболее

оптимальные пути проведения тренировочных упражнений в

изучении иностранного языка посредством диалогов;

2. Разработать наиболее

эффективную систем речевых упражнений для

обучения диалогической речи;

3. Опытно-экспериментальным путем проверить и

оценить эффективность разработанных

путей и средств обучения диалогической речи;

4. Опираясь на результаты исследования,

разработать методические

процесса развития навыков диалогической речи.

  • Работа с развитием дилогической речи учащихся на начальном этапе обучения возможна с помощью применения двух, основных технологий:

1 . Игровая технология .

В процессе обучения иностранному языку нам приходится формировать программы с учетом интересов учащихся. За основу взята стандартная программа, которая дополняется тематическими диалогами, текстами, электронными презентациями. В работе по данной программе учащимся предоставляются для просмотра и прослушивания аудиосказки, музыкальные клипы, звуковые презентации, где непосредственно слышится речь носителя языка. Это является мощной мотивацией для изучения языка. В этом случае в группах широко могут применяться различные виды игровой технологии- кроссворды, ролевые игры. Этому предшествует тематическая подготовка учащихся, повторение лексики, разговорных формул, фразеологических оборотов.

Проигрывается диалог, который составляется учащимися самостоятельно. Кроме темы лексики широко включаются разговорные формулы, приветствия, благодарности, предложения, отказ. Для более прочного усвоения лексики учащиеся диалога меняются ролями. Оценивается уровень знаний, творческий подход.

2.Сценарно – контекстная технология .

Чтобы научить общению на иностранном языке, в частности, английском нужно создать реальные настоящие жизненные ситуации, то есть то, что называется принципом аутентичности общения, которые будут стимулировать изучение материала и вырабатывать адекватное поведение. Она основана на принципах живого общения, в условиях приближенных к реальности.

В основе современных методов обучения диалогу на начальной стадии обучения английскому языку лежат такие категории общения как: ситуация, роль, позиция, общность, вид и сфера коммуникации, которые рассматриваются в современной науке, как модели речевой коммуникации. Важнейшим из перечисленных методов обучения является коммуникативная (речевая) ситуация. Коммуникативная ситуация , как метод обучения диалогу, состоит из четырех факторов:

При обучении английскому языку на начальном этапе осуществляется и процесс интеграции, который проявляется прежде всего в том, что усвоение различных аспектов английского языка, его фонетики, грамматики, лексики происходит не отдельно, как неких дискретных компонентов языка, а интегрированно. Учащиеся схватывают и усваивают их в процессе выполнения речевых действий, реализация которых может требовать употребления слова, словоформ, словосочетания, сверхфразового единства и, наконец, текста, обусловленных ситуациями общения. Принимая во внимание данный специфический принцип обучения английскому языку на начальном этапе, можно сформулировать правила, соблюдение которых поможет учителю английского языка реализовать этот принцип.


Правило 4

Благоприятные условия для

общения на английском языке .

Правило 1

Отбор ситуаций.

Правило 2

Правило 5

Коммуникативность заданий.

Многократность и новизна.

Правило 3

Участие каждого в общении

на английском языке.

  • Принцип дифференциации и интеграции Правило 1. Учет специфики каждого вида речевой деятельности. Правило 2. Использование речи учителя и звукозаписи для аудирования. Правило 3. Обучение монологической речи, исходя из особенностей каждой формы.Правило 4. Обучение чтению вслух на английском языке и про себя с учетом особенностей каждой формы. Правило 5. Отработка аспектов английского языка в речевых единицах. Правило 6. Использование полупечатного шрифта в обучении письму. Поскольку у младших школьников еще невелик опыт коллективного общения и он учится не только общению на английском языке, но и общению вообще, предусматривается опора на осознание учащимися образцов общения на родном языке, осознание коммуникативной функции той или иной языковой единицы. Реализация этого принципа осуществляется через систему познавательных задач, решая которые, дети "открывают" законы родного языка. На основе этого осознания происходит ознакомление детей с формой и функциями соответствующих единиц английского языка. Исходя из этого, можно наметить некоторые правила - следование которым позволяет реализовать этот принцип в учебно-воспитательном процессе. Принцип опоры на родной язык: Правило 1. Показ общности в русском и английском языках. Правило 2. Формирование общих учебных умений. Правило 3. Использование сходства и различий в графике. Правило 4. Использование сходства и различий в произношении русского и английского языков. Правило 5. Использования переноса и избежание интерференции в обучении английской лексике и грамматике.
  • Установлено, что для каждого вида речевой деятельности характерен свой "набор" действий и даже свое лексико-грамматическое оформление. Это позволило сформулировать методический принцип дифференцированного подхода в обучении английскому языку . При этом дифференциация осуществляется как бы на разных уровнях обобщения - проводится четкое разграничение в обучении английскому языку: устной и письменной речи; в обучении говорению и аудированию, монологической и диалогической речи; в обучении чтению вслух и про себя на английском языке ; в обучении графике и орфографии. Исходя из высшее указанного, на своих уроках в на начальном этапе, выявили самые приемлемые формы развития диалогической речи – это: диалогическая беседа и ролевая игра. Любая диалогическая речь должна быть построена согласно следующей последовательности:
  • Вступление (зачин),
  • Развитие темы разговора,
  • Концовка.

Правило 5.

Отработка аспектов

английского

языка в речевых единицах.

Правило 1.

Учет специфики

каждого вида

речевой деятельности.

Правило 2.

Использование

речи учителя

и звукозаписи для

аудирования.

Правило 4.

Обучение чтению вслух

на английском языке и про себя с

учетом особенностей каждой формы.

Правило 3.

Обучение монологической речи,

исходя из особенностей каждой формы.


Правило 5.

Использования переноса и

избежание интерференции в обучении

английской лексике и грамматике.

Правило 1.

Показ общности в русском

и английском языках.

Правило 2.

Формирование общих

учебных умений.

Правило 4.

Использование сходства и различий

в произношении русского

и английского языков.

Правило 3.

Использование сходства

и различий в графике.

  • Цели преследуемые при составлении диалога:

1) Научить детей беседовать - выслушивать собеседника, сдерживать себя, ждать, когда можно будет высказаться;

2) Развитие диалогической речи.

Наиболее эффективными являются составление полноценных диалогов по темам: Greeting, Month of the year and birthday, Pets, Seasons, My address, My family, My hobby, и тд. Также прослушивание аудиосказок и просмотр мультфильмов с отрывками диалогов, прослушивание и просмотр живой речи носителя эффективно для развития диалогической речи.

Ролевые игры могут быть построены по данной последовательности:

  • Ознакомление с ситуацией
  • Постановка задач
  • Инсценировка
  • Подведение итогов

Обучающими возможностями ролевой игры являются:

  • Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно -побудительного плана
  • Ролевая игра предполагает усилия личной сопричастности ко всему происходящему
  • Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства
  • Ролевая игра способствует расширению сферы общения

На уроках и воспитательных мероприятиях по данным темам можно применять ролевые игры и театральные мини постановки: Animals , Numbers , Name of the objects – School , My family , Happy birthday , Description of animal , Country , Colours и тд.

Процесс применения диалогической речи на раннем этапе обучения английскому языку учитывает следующие ожидаемые результаты:

  • Совершенствование языкового уровня;
  • Повышение мотивации учащихся и их интереса к предмету;
  • Свободное составление последовательного диалога с учетом возрастных особенностей ребенка
  • Пополнение лексических знаний

Построение беседы:

  • Ознакомление с ситуацией
  • Постановка задач
  • Инсценировка
  • Подведение итогов

Обучающие возможности

ролевой игры

  • Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана
  • Ролевая игра предполагает усилия личной сопричастности ко всему происходящему
  • Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства
  • Ролевая игра способствует расширению сферы общения

Построение беседы:

  • Вступление (зачин),
  • Развитие темы разговора,
  • Концовка.

Цель беседы:

1) Научить детей беседовать - выслушивать собеседника,

сдерживать себя, ждать, когда можно будет высказаться;

2) Развитие диалогической речи.


– Do you like to play badminton? – Yes, I do. – Can you play it well? – Yes, I can. – Did you play it in summer? – Yes, I did. – Is it difficult to play it? – No it isn"t. – Will you teach me to play it? – Yes, it"s my pleasure.

  • - Hello. My name"s Pete. What"s yours?
  • - Ann.
  • - Nice name. I like it very much.
  • - Thank you. You name"s good, too.
  • - It was nice meeting you.
  • - Thanks. It was nice meeting you.

  • S1. Olga, have you got a brother?
  • S2. Yes, I have.
  • S1. And has Sveta got a brother?
  • S2. I am sorry, I don’t know, let me ask her.
  • S1. Ask, please.
  • S2. Have you got a brother, Sveta?
  • S3. No, I haven’t, but I have got a sister.
  • На начальном этапе обучения английскому языку имеются определенные успехи в освоении знаний предмета, в форме мониторинга успеха по принципу пятиконечной звезды.(«Звездочка» любимая оценка учащихся начальных классов, которую стремятся получить.)
  • Учащиеся могут последовательно составить диалоги на пройденные темы, с применением простейших речевых структур; Налажено чтение простейших предложений и слов. На данный момент в словарном запасе учащихся уже имеется 68 слов. Свободно могут воспроизводить 16 разговорных клише. Наизусть читают определенное количество детских стихов и песен.
  • Учащиеся могут последовательно составить диалоги на пройденные темы, с применением простейших речевых структур;
  • Налажено чтение простейших предложений и слов.
  • На данный момент в словарном запасе учащихся уже имеется 68 слов.
  • Свободно могут воспроизводить 16 разговорных клише.
  • Наизусть читают определенное количество детских стихов и песен.
  • Таким образом, нетрадиционные методы обучения диалогической речи дают сильный мотив к изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной. Появляется возможность активизировать на этой основе практически весь программный лексико-грамматический материал начального и последующего этапов обучения. Учащиеся быстро овладевают речевыми конструкциями и формулами (в рамках определенных ситуаций), потом автоматически оперируют ими при выполнении коммуникативных заданий другого рода. Школьники намного быстрее приобрети чувство языка. Такие занятия дают дополнительную возможность для развития навыков аудирования: ребята воспринимают на слух речь учеников других классов, позволяют школьникам знакомиться с литературой страны изучаемого языка; способствуют эстетическому воспитанию учащихся, приобщению их к культуре страны изучаемого языка.

Ожидаемые результаты

Пополнение

лексических

знаний

Свободное

составление

последовательного

диалога

с учетом возрастных

особенностей

ребенка

Повышение

мотивации

учащихся и их

интереса к

предмету;

Совершенствование

языкового

уровня;



  • Ариян М. А. Использование воспитательного потенциала речевого этикета на иностранном языке// Иностранные языки в школе. – 1991. - № 2.
  • Борзова Е. В. Диалогическая речь как цель и средство обучения английскому языку в 5-6 классах// Иностранные языки в школе. – 1985. - № 2.
  • Будниченко Е. П. Обучение диалогической речи на уроках английского языка// Иностранные языки в школе. – 1991. - № 3.
  • Гез Н. И., Ляховицкий М. В. , Миролюбов А. А., Фоломкина С. К., Шатилов С. Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Высшая школа, 1982.
  • Горская Л. Н. Начальный этап обучения диалогической речи// Иностранные языки в школе. – 1984. - № 2.
  • Жолнерик Л. И. Обучение диалогической речи// Иностранные языки в школе. – 1985. - № 3. –

Развитие диалогической речи в практике работы МАДОУ

Подготовила: учитель-логопед

Е.К. Сумина


Известный русский лингвист Л. П. Якубинский: « Диалог – не только форма речи, он ещё «разновидность человеческого поведения».

Как форма речевого взаимодействия с другими людьми он требует от ребёнка особых социально-речевых умений, освоение которых происходит постепенно». Для диалога характерны: «сравнительно быстрый обмен речью, когда каждый компонент обмена является репликой и одна реплика в высшей степени обусловлена другой. Обмен происходит вне какого-нибудь предварительного обдумывания; компоненты не имеют особой заданности;

в построении реплик нет никакой предумышленной связности, и они в высшей степени кратки ».


Диалогические умения

I группа - Собственные речевые умения:

  • вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другим);
  • поддерживать и завершать общение (слушать и слышать собеседника); проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора - сравнивать, излагать своё мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать, высказываться связно;
  • говорить выразительно, в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога

II группа - Умения речевого этикета :

В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность и другие.

III группа - Умение общаться в паре, в группе из 3- 5 человек, в коллективе.

IV группа - Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждение, участвовать в обсуждении определенной темы.

V группа - Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.


Методические приёмы обучения детей диалогической речи в практике МАДОУ

  • разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог)
  • беседы с детьми (подготовленные разговоры)
  • приём словесных поручений
  • чтение литературных произведений
  • чтение стихов по ролям – один из приёмов
  • специально организованные речевые ситуации
  • игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации)

Современные методические приемы и технологии

тризовские игры

проблемно-диалогическая

технология


Спасибо за внимание!

Творческих Вам успехов!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Лингвистическая и психологическая характеристики диалога. Анализ подходов к определению роли и места диалога в обучении иностранному языку. Дедуктивный и индуктивный методы преподавания языка. Обучение диалогической речи с использованием ролевой игры.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2015

    Анализ особенностей обучения диалогической речи в 5-6 классах на уроках французского языка. Уровни овладения учащимися знаниями и умениями в говорении. Типология диалогической речи. Трудности овладения диалогической речью и возможные пути их преодоления.

    дипломная работа , добавлен 21.01.2017

    Говорение как вид речевой деятельности. Характеристика диалогической речи, ее цели и содержание на основном этапе общего образования. Пути обучения диалогической речи, используемые приемы и упражнения, критерии оценки эффективности данного процесса.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2014

    Понятие и подходы к изучению диалогической речи, ее становление и специфика формирования у дошкольников. Сущность коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи. Система упражнений для обучения и развития диалогической речи в детском саду.

    дипломная работа , добавлен 21.02.2012

    Психологическая характеристика диалогической речи. Использование стимулирующих реплик. Обучающие возможности игр, применение печатного текста и картинок на занятиях. Единицы обучения диалогической речи, характеристика основных приемов и методов.

    курсовая работа , добавлен 16.04.2014

    Характеристика связной диалогической речи и ее особенности, особенности диалогической речи детей младшего школьного возраста в норме и при нарушении слуха. Опыт инклюзивного обучения и коррекционной работы по формированию диалогической речи детей.

    дипломная работа , добавлен 24.10.2017

    Особенности диалогической речи детей дошкольного возраста, методика и подходы к ее развитию, а также значение беседы в данном процессе. Содержание и принципы педагогической деятельности в направлении формирования диалогической речи дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 16.06.2014

    Методы развития диалогической речи у старшего дошкольника. Анализ воспитательно-образовательных программ. Диагностика особенностей диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста. Выявление уровня развития навыков диалогического общения.

    дипломная работа , добавлен 18.02.2014


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении